Таким образом, мы выяснили, что художественная литература влияет на несколько структурных компонентов сознания младших школьников: самосознание, ценностные ориентации, установка личности.
Считается, что назначение детской книги - развлекать ребенка и, конечно, учить и воспитывать. А ведь давно замечено, что талантливое художественное произведение дает бесценный материал для понимания неповторимого мира ребенка и может стать источником неожиданных педагогических открытий. Именно поэтам и писателям зачастую удается "перевести" педагогические проблемы на увлекательный, добрый и даже веселый язык рассказов, сказок и стихов.
Хотелось бы надеяться, что воспитатели и родители примут разумные и доброжелательные советы, "высказанные" в предлагаемых произведениях, и по достоинству оценят умение писателей и поэтов говорить о сложных вопросах без скучных нотаций и нудной назидательности. А для маленьких читателей эти сказки, рассказы, стихи будут еще одной запоминающейся встречей с художественным произведением.
Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества воспроизводит мир во всей его целостности, сложности и красоте. Сказка связана с действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов, мотивов, образов.
Сказка формирует высокие нравственные качества у своих читателей: добро почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь нуждающимся, красивы душевно и физически. Сказки, былины, сказания формируют у читателей чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Их герои вызывают у младших школьников уважение к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти. При этом патриотические чувства сопряжены с уважением к другим народам.
Фольклорный материал широко используется в работе с дошкольниками.
Фольклор знакомит малышей с традициями и бытом русского народа на фольклорных произведениях, воспитывается любовь к родному языку, формирует познавательную активность, создает у детей радостное настроение, воспитывает у детей чувства безграничной любви к Родине, преданности русскому народу. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир, т.е. с первых лет жизни ребенка.
Фольклор воспитывает в детях патриотические чувства, с помощью фольклорного материала дети понимают, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день,— это и есть его Родина и что Россия – самая большая и богатая страна в мире, а быть гражданином этой страны — большая гордость. Целенаправленная педагогическая работа с фольклорным материалом развивает, воспитывает чувства, формирует убеждения ребенка.
Социальная значимость художественной литературы в развитии ребенка огромна. Художественная литература - звено, связывающее детей с прошлым и будущим, это путь к познанию вещей и явлений. Книга ключ к открытию мира и людей добра и зла, силы и слабости, равнодушия и непримиримости. Открывая этот окружающий мир, впитывая опыт поколений, ребенок развивает свой ум и чувства, вырабатывает убеждения, познает, оценивает и воспитывает самого себя. И нет в процессе саморазвития столь общедоступной и могучей направляющей силы как художественная литература.
Очень большое значение имеет степень воздействия художественной литературы для ребёнка. Обращается внимание на правдивость и объективность, способность доступно излагать предложенный материал детям. Научиться слушать художественные произведение в истинном значении этого, но и "вычерпывать" из текста все заложенные в нем смыслы, а также, невыраженный словами тот смысл, который называется подтекстом
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования, мы можем сделать следующие выводы:
1) Нравственные представления – образцы, ранее воспринятого нравственного поведения, а также образы, созданные продуктивным воображением, формы чувственного отражения действительности в виде наглядно-образного знания.
2) Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.
3) Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
Понятие технологического образования школьников
Проблема технологического образования возникла одновременно с появлением общественного трудового опыта, т.е. исторически ее корни уходят в глубину веков, ко времени образования общественно-экономических формаций. Цели, конкретный характер, роль и место труда в формировании человека определяются соц ...
Виды проблемного обучения
Проблемное обучение не может быть одинаково эффективным в любых условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений учащихся, так и их познавательной активности и самостоятельности при усвоении новых знаний, чем при применении ...
Особенности невербального общения в деятельности современного педагога
дополнительного образования
Содержанием труда педагога дополнительного образования является содействие психическому развитию воспитанника, а главным «инструментом» выступает его психическое взаимодействие с ребенком, педагогическое общение. Общение, согласно А.А.Леонтьеву, составляет необходимое и специальное условие присвоен ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.