Педагогика и образование » Современные тенденции семейного воспитания в Республике Беларусь » Воспитательный потенциал семьи

Воспитательный потенциал семьи

Страница 1

Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации.

Среди многообразия воспитательных факторов выделяют две основные группы: объективную и субъективную.

К группе объективных факторов относятся:

• генетическая наследственность и состояние здоровья человека;

• социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение;

• обстоятельства биографии;

• культурная традиция, профессиональный и социальный статус;

• особенности страны и исторической эпохи.

Группу субъективных факторов составляют:

• психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемого;

• система отношений с социумом;

• организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества.

Семье принадлежит важнейшая роль в воспитании подрастающего поколения. Через семью преломляются все воспитательные воздействия общества на личность, в ней, прежде всего, осуществляется усвоение социальных норм поведения и общения. Родительское общение помогает устанавливать доброжелательные, правдивые и искренние отношения между родителями и детьми, развивать и обогащать положительные семейные традиции и обычаи, воспитывать ребят на положительных примерах родословной. В обстановке непосредственного семейного общения дети приобщаются к традициям своей семьи и вместе с тем к традициям своего народа.

В качестве важнейшего фактора взаимодействия между детьми в ряде работ выделяются особенности детско-родительских отношений. Было показано, что модели родительских отношений сказываются и на отношениях ребенка со сверстниками: агрессия в отношениях родителей к детям порождает в ребенке агрессивности и враждебность во взаимодействии со своими сверстниками.

Таким образом, как отношения родителей, так и их личностные особенности, по-разному влияют на формирование личностных свойств детей, как дошкольного, так и школьного возраста. Обзор литературы показал, что в первую очередь рассматривается влияние семьи на личностные особенности ребенка. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

В ней осуществляются самые различные виды кооперативной, совместной деятельности, направленной на организацию домашней жизни, отдыха, досуга, удовлетворения самых разнообразных материальных и духовных потребностей. Для ребенка семья является первичной естественной школой кооперативного, группового поведения, коллективного, совместного повседневного труда. Главное и самое существенное заключается в том, что ребенок, адаптируясь к семье как к кооперативной, совместной деятельности, вырабатывает при этом навыки и способности кооперативного поведения, без которого он не сможет приспособиться ни к детскому саду, ни к школе. Более того, в семье он приобретает навыки и способности социально-педагогической адаптации к характеру и темпераменту других людей (в данном случае - членов семьи).

Каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или воспитательным потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обосновано и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания.

Понятие «воспитательный (или педагогический) потенциал семьи» появилось в научной литературе сравнительно недавно. Включающиеся в него характеристики (или факторы), определяют воспитательные предпосылки семьи и обеспечивают успешное развитие ребёнка. Условно эти факторы можно подразделить на:

социально-культурный,

социально-экономический,

технико-гигиенический и

демографический.

А.С. Макаренко особое внимание всем этим факторам. Так, А.С. Макаренко в «Книге для родителей» указывал, что воспитание ребёнка в семье - это не только личное дело родителей, но процесс, имеющий непосредственный выход на общество. Плохо воспитанные дети - это горе и слёзы и для семьи, и для страны в целом. Он утверждал, что семья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание и который, наряду с учреждениями общественного воспитания, влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. А.С. Макаренко утверждал, что только в той семье дети получат правильное воспитание, которая сознает себя частью общества, в которой деятельность родителей рассматривается как необходимое обществу дело. Одним из главных принципов воспитания, на котором настаивал Макаренко, является принцип соблюдения «чувства меры в любви и строгости, в ласке и в суровости, в отношении родителей к вещам и хозяйству».

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Содержание и методы работы учителя – дефектолога по разделу «Игра»
Главная цель работы учителя-дефектолога состоит в том, чтобы в результате систематических занятий у его воспитанников сформировался сложный механизм игры, включающий в себя на высших ступенях ее развития воображаемую ситуацию, действия с предметами-заместителями, ролевое поведение. Проводить заняти ...

Анализ программного содержания по разделу «Форма»
Программа по развитию элементарных математических представлений для дошкольников составлена на основе обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта. Задачи развития представлений о форме в условиях детского сада реализуются в рамках программы формирования элем ...

Становление и эволюция коммуникативной методики обучения
Первые сведения об изучении иностранных языков относятся к достаточно отдаленным временам: в эпоху расцвета культуры в Сирии, древнем Египте, Греции Риме иностранные языки имели практическое и общеобразовательное значение в силу оживленных торговых и культурных связей между этими странами. Их роль ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0092