Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Значимость семьи определяется тем, что, во-первых, семья является одним из основных социальных институтов общества, краеугольным камнем человеческой жизни, а, во-вторых, что этот институт сегодня переживает глубокий кризис. И причиной этого кризиса, если рассматривать в широком плане, являются глобальные социально-экономические изменения, которые произошли в нашей стране в последние десятилетия. А в семье, как элементарной ячейке общества и государства, отражаются и получают «человеческое измерение» все процессы реформирования страны.
За годы реформ произошло резкое снижение статуса семьи. Оказались подорванными ее экономические, социальные, нравственные основы. Увеличилось количество разводов, и вырос престиж одиночно холостяцкой жизни, уменьшилась рождаемость детей в семьях, появилось много семей, не справляющихся с воспитательными и иными функциями.
Кризис семьи отражается и на изменении отношения к детям. Многие современные родители не чувствуют ответственности за воспитание своих детей достойными людьми. А отсюда - социальное сиротство, дети, брошенные родителями или изъятые из семьи органами опеки и попечительства. Не сокращается и число детей, убегающих из семей из-за жестокого обращения с ними или отсутствия взаимопонимания. Все эти явления нашей жизни, конечно же, не могут не волновать.
С целью укрепления малой ячейки общества в нашей стране предпринимаются различные меры, начиная с разработки и введения в действие государственных программных и нормативных правовых актов. Среди важнейших можно назвать Национальную программу демографической безопасности Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы, Президентскую программу «Дети Беларуси» на 2006 – 2010 годы, Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004 – 2010 годы. В задачах этих документов значится повышение престижа семьи, являющейся наиболее благоприятной естественной средой для развития ребенка, оказание родителям и детям необходимой помощи.
Однако современная парадигма гуманно-личностного образования требует необходимости отойти от традиционного формирующего и воздействующего подхода к работе c родителями («формирование педагогической культуры», «педагогическое просвещение», «воспитание родителей» и т.п.). Требованием времени является - необходимость родителей занимать партнерскую позицию по отношению к школе, выступать заказчиками образовательных услуг и принимать на себя функции субъектов образовательного процесса.
Цель работы - выявить современные тенденции семейного воспитания в Республике Беларусь.
Задачи:
1. Охарактеризовать семью как специфическую педагогическую систему.
2. Раскрыть особенности развития современной семьи.
3. Выявить особенности семейного воспитания и воспитательного потенциала семьи.
4. Разработать методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по развитию воспитательного потенциала семьи.
Эмпирическое исследование уровня тревожности детей младшего школьного
возраста
Для современного положения детей в нашем обществе характерно социальная депривация, т. е. лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, необходимых для выживания и развития каждого ребёнка. Хотя многие авторы рассматривают возможность коррекции уровня тревожности у детей различными ме ...
Игра как основной вид деятельности дошкольника
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; ...
Направления традиционной педагогики: социальная, религиозная,
философская
Социальная: Эмиль Дюркгейм (1858—1917) — один из наиболее заметных представителей социальной педагогики. Фундаментом его педагогических взглядов служит выдвинутая им концепция "стадий цивилизации" и "коллективных представлений". По этой концепции, человечество прошло ряд историч ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.