В современном обучении моделирование используется для целей активной познавательной деятельности учащихся (приобретение новых знаний, закрепление их), для усвоения его как метода познания окружающей действительности, а также оперирования приемами мышления.
Академик Р.С. Гайсина в своей статье утверждает: «В отличие от работы с готовыми моделями, моделирование предполагает совместные действия учителя и учащихся по построению и изучению модели исследуемого природного объекта или явления. Моделирование как особый вид познавательной деятельности представляет собой процесс создания учащимися под руководством учителя образа изучаемого объекта, включающего наиболее существенные его характеристики, с отвлечением от незначимых и второстепенных. Например, для выбора способа удаления пыли с растений важно выделить такие признаки, как количество листьев и характер поверхности. Безразличны несущественные для данной деятельности их цвет и форма. Абстрагироваться от этих признаков представляет возможность моделирование».
Моделирование относится к группе практических методов обучения. Сами учащиеся под руководством учителя в процессе рассуждений создают такие модели: чертят план местности, строят простейшие графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, чертят схемы всевозможных связей, изготавливают их из глины, песка, картона, бумаги и т.д. С учетом того, что учащимся начальных классов в значительной степени ещё свойственно конкретно-образное мышление, наиболее часто осуществляется предметное, образное и знаковое моделирование, реже – мысленное.
Обучение моделированию желательно начинать с готовыми моделями, тогда учащимся в доступной форме поясняется, что модель – это предмет, заменяющий реальный объект изучения в том случае, если он недоступен для непосредственного исследования, или имеет большие размеры, или сложен для изучения с абсолютно всеми его признаками.
Использование метода моделирования способствует развитию логического мышления, учит рассуждать, последовательно излагать материал, повышает наглядность и практическую направленность обучения естествознанию.
В данной работе мы познакомились с понятием «модель» и «моделирование», рассмотрели классификацию моделей, возможности их применения на уроках, что вполне соответствует поставленным изначально задачам исследования.
Приоритетной целью современного образования является воспитание творческой, умеющей широко мыслить, мобильной личности. Поэтому, моделирование оказывается безусловно эффективным методом в обучении окружающему миру.
Моделирование глубоко проникает в теоретическое мышление. Более того, развитие любой науки невозможно без предварительной модели исследуемого объекта. Использование моделей позволяет быстро и точно изучить различные свойства явлений и объектов.
Метод моделирования на уроках позволяет учащимся изучить свойства и функции явления или объекта, выявляя только главные черты, не акцентируя внимание на второстепенных признаках.
В перспективе в курсовой работе мы планируем продолжить изучение данной проблемы и исследовать возможности применения этого метода.
Методика проведения дискуссии на уроке у старшеклассников
Дискуссия - это форма урока, которая призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости провести всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование собственного взгляда каждого ученика на ту или иную историческую проблему. В любом сл ...
Гуманизация и гуманитаризация химии как средство формирования здоровой
нравственной основы будущего специалиста
Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности В. А. Сухомлинский Изменения социальных условий в конце 80 - х начале 90 - х годов, привело к кризису воспитательной работы в образовательных учреждениях. Отказ от коммунистического воспитания привел к потере цели воспитания (гармонически раз ...
Содержание и отбор материала для обучения чтению
Рассмотрим содержание обучения чтению: чему следует учить, чтобы заложить прочные основы этого вида речевой деятельности на начальном этапе. Начнем рассмотрение с лингвистического компонента, то есть букв, буквосочетаний, слов, словосочетаний, предложений, текста. Учащиеся усваивают буквы английско ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.