Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить различные подходы к проблеме развития представлений о труде взрослых.
Н. К. Крупская, ориентируя воспитателей на расширение детского кругозора, указывала, что основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение, та общественная сфера, в которой они живут. Но не все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный с точки зрения педагогики выбор объектов, о которых следует рассказать детям.
В дальнейшем роль ближайшего окружения была экспериментально обоснована в трудах Р.О. Жуковской, С.А. Козловой, Т.А. Марковой и др.
Воспитанию положительного отношения к труду взрослых способствует самостоятельная трудовая деятельность детей. В. А. Сухомлинский писал: «Патриотические убеждения утверждаются в детском сознании только тогда, когда ребенок своими руками создает что–то нужное и полезное народу, переживает свою деятельность, свой труд как борьбу за умножение богатства Родины».
В работах Р. С. Буре, Г. Н. Годиной отмечается основной компонент трудовой деятельности – социально – значимая мотивация и в связи с этим обосновывается методика включения детей в трудовую деятельность через показ значимости и ценности процесса и результата труда. В исследовании Д. В. Сергеевой системно раскрывается методика организации ручного труда, его нравственная, эстетическая ценность в воспитании детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике выделилась научная школа, показывающая роль знаний и представлений о труде взрослых в жизни ребенка – дошкольника.
В работах В.И. Логиновой, Г.Г. Саморуковой ознакомление с трудом взрослых строится на причинно – следственных связях: преобразование предмета труда в процессе труда в его продукт.
В работах Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой подчеркивается роль представлений о труде взрослых в аспекте формирования качеств личности: трудолюбия, заботливости, внимания и др., раскрывается методика формирования представлений. Она включает в себя проведение этических бесед, рассматривание картин, создание проблемных ситуаций и др. Эти ученые подчеркивают роль экскурсий, которые в наглядной форме показывают возможность ознакомления детей с профессиями.
В работе А. М. Виноградовой подчеркивается необходимость поддерживания и развития интереса ребенка к труду взрослых, организуя с этой целью экскурсии, прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы. На конкретных зримых примерах важно подвести малышей к пониманию доступных им понятий (любой труд почетен; труд людей взаимосвязан и служит общему благу; людей труда уважают; уважение к труду проявляется в бережном отношении к тому, что сделано руками людей), а также к посильному участию самого младшего члена семьи в делах взрослых.
Совершенно очевидно, что работа педагогов детского сада по ознакомлению детей с трудом взрослых не может принести желаемых результатов без соответствующей пропаганды среди родителей. Важно донести до сознания родителей, что знакомство ребенка с их трудом – это фактор огромного воспитывающего значения; что ребенок, зная, чем заняты отец и мать на производстве, проникается к ним особым уважением; что вместе с этим возвышается и их авторитет в глазах растущего человека. Воспитательный эффект труда повышается, если ребенок проявляет интерес к нему.
Знакомство ребенка с трудом взрослых – один из источников воспитания в нем бережного отношения к общественному добру.
Бережливость по данным Т.А. Марковой, Р.С. Буре формируется из правильного отношения к труду окружающих. Важно, чтобы ребенок на опыте убеждался в величайшей пользе труда для других. Макаренко говорил: «Ваш ребенок будет членом трудового общества, следовательно, его значение в этом обществе, ценность его как гражданина будет зависеть исключительно от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он к этому труду будет подготовлен».
В «Программе воспитания в детском саду» (под редакцией Васильевой) тема труда связана с разными темами. Благодаря этому ознакомление с трудом взрослых осуществляется в течение года на недостаточно широком материале. К развитию представлений и понятий о жизни и деятельности людей программа подходит с мировоззренческой позиции: дети должны усвоить основной смысл труда в нашем обществе и его некоторые особенности. Так как последнее предполагает совокупность не отдельных фактов, а последовательно взаимосвязанных знаний, раскрывающих доступные детям закономерности, то систематическое планирование различных видов деятельности на занятиях и вне их является необходимым в практике воспитания.
Результаты изучения методов руководства театрализованными
играми в старшем дошкольном возрасте
В результате проведенного исследования было выявлено, что при выполнении творческих этюдов и заданий у детей совершенствуются и развиваются уровень творческих способностей. "Изобрази настроение". При сравнении результатов выполнения задания на констатирующем и формирующем этапе, было выяв ...
Сущность понятия «речевые умения»
Речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детски ...
Методическая кодификация разговорной речи как объекта овладения изучающими
иностранный язык
Прежде всего, необходимо уточнить понятие «разговорная речь» в связи с тем, что, с одной стороны, в курсе иностранного языка она часто выступает как объект изучения, а с другой, ее определение и описание (и в теоретических работах, и в практических пособиях) отличаются известной нечеткостью. Касаяс ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.