Через ознакомление детей с родным городом, селом, жизнью разных народов, населяющих нашу страну, раскрывается особенность труда и его значение в жизни людей. Все это дает основание полагать, что в значительной части занятий, направленных на ознакомление детей с общественными явлениями и развитие у них соответствующих представлений, должны содержаться сведения о труде и его особенностях.
Наблюдения за трудом взрослых, которые проводятся в соответствии с «Программой воспитания в детском саду» (под ред. Васильевой), знакомят ребят с трудом людей различных профессий вне дошкольного учреждения. При проведении наблюдений важно обращать внимание не только на внешнюю сторону труда взрослых, но и давать пояснения, какое значение он имеет, как взрослые ответственно относятся к своему делу, как организован их труд.
В работе С. Котлярова говорится, что сообщение определенных знаний об окружающем, развитие у детей тех или иных представлений не ограничивается рамками занятий. Большое место должна занимать в этом повседневная работа. В исследованиях Р. И. Жуковской, Крулехт Н.Д. подчеркивается, что большое влияние на детей оказывают результаты труда взрослых. Наблюдая за деятельностью взрослых, они размышляют о возможности собственными усилиями достичь такого же результата. Так повышается интерес старших дошкольников к труду, требовательность к качеству выполняемой работы. Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.
Результатом обучения, прежде всего, является развитие различных видов познавательной деятельности или отдельных ее элементов: понятий, представлений, различных умственных действий.
В работе С. А. Козловой раскрываются наглядные методы, которыми пользуются воспитатели при ознакомлении детей с трудом взрослых. К группе наглядных методов, используемых в дошкольном обучении, относятся: наблюдение, рассматривание картин, демонстрация диафильмов и кинофильмов, а также некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в функции самостоятельных методов: показ образца – задания, способа действия и др.
Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии. Очень важно отобрать для наблюдений такие виды работ, которые ценны в воспитательном отношении, содержание которых доступно для понимания детьми, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых.
В исследованиях С.А. Козловой подчеркивается постепенность в расширении сведений при ознакомлении с трудом взрослых. Следует иметь в виду, что обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают отрывочные, поверхностные сведения, мало воздействующие на формирование представлений о труде, ценностного отношения к нему.
Детей вначале привлекает внешняя сторона труда – видимые действия людей, орудия труда, материалы. Сам трудящийся человек, его отношение к работе, взаимоотношения с другими людьми обычно ускользают от внимания детей.
В процессе наблюдений важно фиксировать внимание детей на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у детей правильного отношения к труду, для формирования их собственного трудового поведения. Наблюдения за трудом взрослых оказываются особенно действенными в тех случаях, когда познавательный материал эмоционально насыщен, раскрывает красоту труда, вызывает у детей чувство восхищения. Это усиливает стремление детей сохранить, возможно, дольше блеск натертого пола, белизну чисто выстиранной скатерти, об этом говорится в работах Л. А. Венгер, Крулехт Н.Д.
Наблюдения за трудом взрослых положительно влияют на поведение детей, на их отношение к людям, вещам. Дети осторожно поливают цветы, чтобы не залить пол; работая с глиной, стараются не сорить; если кто–либо насорит, без напоминания сам за собой убирает.
Эмоциональность наблюдений на экскурсиях повышается, если дети могут удовлетворить свою потребность в деятельности. В процессе деятельности они лучше познают явления, об этом говорят Крулехт Н.Д., Шатова.
Ознакомление старших дошкольников с
произведениями С.А. Есенина
На данном этапе было выделено две группы испытуемых: экспериментальная и контрольная группы. В экспериментальной группе был проведен составленный нами комплекс упражнений направленных на развитие восприятия лирических произведений у детей старшего дошкольного возраста. В занятиях использовались раз ...
Место дидактической игры в развитии дошкольников
Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность. В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось 2 направления использования игры в воспит ...
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети
Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удоб ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.