Таким образом, большинство детей не имеют достаточно полных, исчерпывающих представлений о труде взрослых, особую трудность представляет выделение характерных трудовых действий, результатов труда. Это относится к профессии регулировщика, работника почты, водителя. Характеризуя знакомые профессии, дети недостаточно полно ориентируются в трудовых средствах, прослеживается бедность словаря, характеризующего специфику профессий.
Характеристика оценки ответов детей в процессе беседы представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Шкала оценок |
Характеристика оценки ответов детей |
3 |
Ребенок дает полный, точный ответ. Имеет четкое представление о должностных обязанностях, орудиях труда, о месте работы, трудовых действиях и их результатах. |
2 |
Ребенок дает неточный ответ, не выделяет отдельные детали процесса, называет не все орудия труда, опускает отдельные трудовые действия, значимость результата. |
1 |
Ребенок дает неправильный ответ. Затрудняется назвать должностные обязанности, путает орудия труда, не имеет представлений о трудовых действиях и результатах труда. |
Анализ ответов детей показал, что баллы, характеризующие ответы большинства детей, колеблются в диапазоне 1 – 3, что говорит об отсутствии у опрашиваемых целостного представления о труде и его организации. На основе полученных результатов были выявлены уровни представлений детей о труде взрослых и процессе его организации.
Три уровня развития представлений о труде взрослых и процессе его организации:
1 уровень – высокий: дети имеют полные знания о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их труда. В беседах с воспитателем проявляют самобытный рисунок эмоциональной экспрессии, положительные эмоции прослеживаются в мимике, жестах, речевой интонации.
2 уровень – средний: дети не имеют полных знаний о труде взрослых. Не всегда характеризуют труд взрослых, опускают действия при изложении последовательности организации труда. Не проявляют ярких эмоций в процессе проведения беседы, эмоциональная экспрессия прослеживается в основном в жестах.
3 уровень – низкий: дети не знают профессий взрослых, не владеют знаниями о процессе организации труда взрослых, не проявляют положительных эмоций, индифферентны в процессе общения с педагогом. На основе полученных данных можно отметить, что большинство детей не имеют полного представления о труде взрослых (цель и содержание труда, процесс его организации).
Характеристика эмоционального отношения детей к вопросам воспитателя.
Таким образом, результаты изучения уровня представлений о труде взрослых и отношения детей к этой стороне социальной жизни дают основания говорить, что большинство детей имеют весьма ограниченные сведения о трудовых действиях, месте труда, организации труда. Выявлены случаи вообще безразличного отношения к труду, его значимости в жизни человека.
Для получения более широких экспериментальных данных, дающих возможность проанализировать особенности представлений о труде взрослых, мы провели наблюдение за сюжетно – ролевой игрой «Магазин» с целью выявления содержательности игрового процесса, выполнения ролевых действий детьми. Для этого использовали метод хронометрирования (наблюдения во времени), где каждое игровое действие фиксировалось в протоколе. При этом исходили из того, что сущность представлений заключается в образах, имеющихся у детей, которые могут проявляться не только в вербальном плане, но и в их действиях, деятельности в целом (А. В. Запорожец, В. Т. Кудрявцев).
1,5 мин. Сговор на игру: Саша: «Катя, давай поиграем в магазин.
Ты кем будешь? Я буду продавцом, а ты покупателем».
2 мин. Саша отдает товар, берет «деньги», говорит «до свидания», а Катя берет товар, кладет в сумку, уходит.
3 мин. Катя выложила продукты на стол в игровом уголке и возвращается снова. В это время продавец сидит, ждет, ничего не делает.
2 мин. Игровые действия повторяются. Катя уходит в игровой уголок и начинает готовить еду для кукол, т. е. игра переходит в игру «Семья».
Роль школьной библиотеки в учебном процессе
«Школа – это прежде всего, книга, а воспитание – прежде всего, слово, книга и живые человеческие отношения». В.А. Сухомлинский Библиотека в школе . Что это? Информационный, образовательный, культурно-досуговый элемент образовательной среды. Это несомненно. Каждая библиотека вырабатывает свою страте ...
Основные задачи и принципы музыкального образования дошкольников
Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным ...
Развитие экономического мышления - путь социализации личности учащихся
Цель: рассмотрение системы формирования экономического мышления, как одного из путей социализации личности учащихся. Задачи: 1. Определить понятие социализации и доказать, что формирование экономического мышления действительно является средством социализации личности учащихся; 2. Обобщить и описать ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.