3 мин. Продавец Саша зовет Олю и Настю Л. играть, они отказывают, Саша посидела и ушла.
Из наблюдения видно, что дети имеют недостаточно полное представление о труде продавца магазина, его орудиях труда, последовательности выполнения действий. Дети не использовали в своей игре весы, гири, а просто, получая «деньги», отдавали товар. Не было и соответствующего окружения, т. е. прилавка с «продуктами», витрины. Ролевые действия были весьма примитивны и малосодержательны. Прослеживалось отсутствие яркой профессиональной лексики.
Наблюдение сюжетно – ролевой игры «Парикмахер» с целью определения содержательности игрового процесса, использования игровых атрибутов.
Время Характер и содержание действий
2 мин. Сговор на игру: Оля: «Настя, давай поиграем в парикмахерскую. Я буду тебя подстригать».
5 мин. Оля – парикмахер, надела на Настю пелерину и сказала: «Я буду тебя стричь». Взяла ножницы, начала «подстригать», потом расчесывать. Во время «стрижки» подошла другая девочка, Аня, стояла и смотрела.
30 сек. Настя поблагодарила, встала и ушла.
3 мин. «Парикмахер» позвала другую девочку. «Давай я тебе вымою голову». Оля усадила Аню на стул, стала «мыть» ей голову. Потом расчесывать, заколола ей волосы заколкой. Аня поблагодарила и ушла.
2 мин. Оля спросила других детей, хотят ли они подстричься, все молчали, тогда Оля ушла к девочкам играть в другую игру.
Дети использовали в игре в полной мере орудия труда «парикмахера», но без достаточного ролевого общения «парикмахера» с «клиентом», не показывая образцы, не обсуждая будущую прическу, вся игра заключалась в основном в наборе ряда действий.
Для реализации третьего направления опытно – экспериментальной работы были изучены профессиональные знания практических работников о методике развития у детей представлений о труде взрослых, владение ими.
Для выявления знаний практических работников нами были проведены:
- наблюдения за работой педагогов;
- изучены планы воспитательно-образовательной работы.
Для реализации первого направления мы провели выборочные наблюдения за проведением воспитательных мероприятий в течение месяца. Результаты наблюдений показали, что в течение месяца была проведена всего одна целевая прогулка в осенний парк с целью ознакомления с сезонными изменениями в природе. В практической деятельности воспитатели не использовали экскурсии как форму образования детей, в частности для обогащения их представлений о труде взрослых.
Далее нами было проанализированы и планы воспитательно-образовательной работы старших групп дошкольного учреждения № 2 г. Плавска за 2003 – 2004 учебный год. Всего было изучено пять календарных планов. Анализ планов дает возможность констатировать тот факт, что экскурсии используются крайне редко, фрагментарно и связаны, главным образом, с экологическим образованием детей (ознакомление с сезонными изменениями в растительном и животном мире) и наблюдением за трудом взрослых в пределах детского cада: труд дворника, повара, заведующей. Анализ планов показывает, что в практике работы с детьми использовались беседы с приглашением родителей. Однако и эта форма педагогической работы использовалась редко. Так в сентябре 2003 г. проводилась беседа с папой Саши Р., работающим в службе МЧС, в октябре – беседа с мамой Саши С.,которая работает врачом в детской поликлинике. При планировании такой работы воспитатели не выделяли педагогические методы работы с детьми, используемые средства.
Анализ планов также показывает, что экскурсии за пределы территории ДОУ не проводятся, в беседе с воспитателем выяснилась одна из ведущих причин этого факта – боязнь за жизнь и здоровье детей, объективная сложность организационных моментов, связанных с обеспечением сопровождения группы детей. Вместе с тем, требования образовательных программ обязывают практиков использовать данную форму образовательной работы.
Анализируя проводившиеся мероприятия в аспекте интересующей нас проблемы, стоит отметить, что практические работники весьма фрагментарно и непоследовательно используют художественную литературу, наглядный материал, проблемные ситуации. Эти данные свидетельствуют о недостаточной ориентации в специфике развития представлений, включая и о труде взрослых, у детей дошкольного возраста. Результаты эксперимента дают основание говорить о том, что этой стороне образовательной работы уделяется мало внимание, прослеживается формальное отношение практиков к развитию представлений о труде взрослых.
Структура группового занятия с использованием элементов сказкотерапии
Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно. Часть 1.Вводная Цель: настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедурные работы – приветствия, игры с именами. Часть 2.Рабочая На эту ча ...
Примеры создания учебных элементов
Учебный элемент "Возможности копирования различных элементов в приложениях: Word, Excel, Paint Brush, Windows Movie Maker" Цели: Изучив данный учебный элемент вы сможете: выделять различные объекты, такие как, текст и его фрагменты, графические элементы, звуковые файлы; перемещать и копир ...
Профессионально-значимые модули в профессиональной подготовке учителя
Личность, организующая и реализующая учебно-воспитательный процесс в школе, это учитель. Можно сказать и так: учитель (педагог, преподаватель, наставник, мастер) – человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью. Здесь следует обратить внимание на ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.