Этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (2 года 3 месяца - 3 года). Появляются в речи детей этого возраста сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные слова. Остается неусвоенной категория рода. К трем годам усвоен в основных чертах грамматический строй родного языка. Дальнейший темп его формирования замедляется. Усвоены «главенствующие» падежные окончания множественного числа: - ов; - ами; - ах. Начинается влияние окончания – ов на слова других склонений: «лампов», начинают усваиваться другие падежные окончания: - а (рога), - я (стулья); суффиксы увеличительности, принадлежности.
На начальном этапе усвоения формы множественного числа в детской речи распространены ошибки, проявляющиеся в выборе неправильной флексии: замене окончания а/я более продуктивным окончанием ы/и.
В период от трех до четырех лет отмечается разграничение однозначных морфологических элементов по типам склонения и спряжения, например; - ов; - ев; - ей – нулевая флексия.
Для детской речи характерно также явление «унификации» словоформ единственного и множественного числа, которое выражается в стремлении сохранить идентичность основ единственного и множественного числа, например, «левы» (львы). Эта тенденция проявляется в устранении плетивизма (человек-человеки). Также, продолжается влияние окончания (ов) на слова других склонений. Иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизменении («на коне»); ошибки в использовании чередований и ударений.
Более трудным для детей является овладение категорией рода (особенно среднего рода).
А. Н. Гвоздев, М. И. Попова, Ф. А. Сохин и другие учёные отмечали, что овладение категорией падежа существительных происходит раньше, чем категорией рода. В процессе онтогенеза первыми в речи детей усваиваются различия между формами мужского и женского рода существительных, так как выбор данных форм подкрепляется соотнесенностью с естественным полом одушевленных существительных.
Особую сложность представляет для детей усвоение предлогов. До возраста 2 года 4 месяца предлоги в большинстве случаев вообще опускаются в речи ребенка, хотя падежные окончания существительных при этом употребляются правильно. Например: книга лежит столе. Усвоение сложных предлогов типа из-за, из-под дается ребенку с еще большим трудом, и эти предлоги усваиваются им еще позднее.
Третий период – период дальнейшего усвоения морфологической системы (3 года – 7 лет). Начинают усваиваться в этот возрастной период все частные грамматические формы, детали морфологического выражения грамматических категорий: использование правильного чередования, ударения, рода, редких оборотов речи. Окончательно в этом возрасте дети овладевают всеми типами склонения .
К семи годам в норме ребенок осваивает грамматический строй речи в необходимом объеме, который является базой для дальнейшего осознанного обучения грамоте и письму.
A.M. Шахнарович отмечал, что при специальном обучении ребенок способен «подняться» до полного усвоения морфем и осознанного отношения к словоизменению достаточно рано.
По мнению, С.Н. Карповой, Т.Н. Ушаковой, Г.А.Черемухиной, A.M. Шахнарович, ускорить процесс осознания ребенком значения морфемы становится возможным, если выявить и сделать явной для ребенка ее связь с изменением в предметной действительности на основе материальных опор.
Последовательность усвоения словоизменения существительных при нормальном онтогенезе оказалась общей закономерностью как для детей с нормальным развитием, так и для детей с дисграфией.
Однако овладение формами словоизменения существительных у детей с дисграфией происходит в более длительные сроки, у них наблюдается значительное отставание и своеобразие в протекании процессов изменения слов .
Знание особенностей формирования словоизменения существительных в нормальном онтогенезе важно для организации логопедической работы по коррекции и формированию речевых навыков и умений употребления системы словоизменения существительных у младших школьников с дисграфией.
Стиль и уместность высказывания
Понятие уместности, как было отмечено выше, лингвисты интерпретируют как правильный выбор стиля субъектом речи. Термин «стиль», однако, в лингвистической литературе трактуется неоднозначно (что вызвано вполне объективной причиной, а именно, многоаспектностью исследуемого объекта). Как отмечают А.Д. ...
Особенности развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи
Овладение связной диалогической речью, считают В.П. Глухов, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавате ...
Целостность человека как педагогическая категория
Проблема целостного изучения человека издавна привлекала внимание ученых. На современном этапе развития науки феномен целостности стал самостоятельным объектом исследования в теории систем. Эволюция любой системы связана с ее движением к максимальной устойчивости и стабильности по отношению к небла ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.