Наша работа посвящена важной и актуальной проблеме – изучению процессов словоизменения у младших школьников с дисграфией. Значимость данной проблемы обусловлена тем, что у детей с нарушениями письменной речи отмечаются своеобразные особенности формирования речевых и неречевых функций и процессов, связанных с овладением письмом.
В настоящее время выявляется, по данным И.Н.Садовниковой -28%, а по данным Л.Г.Парамоновой – 30% школьников со специфическими нарушениями письма. Эти цифры дают наглядное представление о том, насколько многочисленна категория детей, нуждающихся в логопедической, психолого-педагогической и медицинской помощи.
Младшие школьники с дисграфией при переходе из класса в класс, где уровень обучения предполагает новые, более сложные требования к учебной деятельности, переносят и накапливают неисправленные трудности. Эти трудности еще более усугубляют и усиливают негативное отношение детей к обучению в школе, снижают учебную мотивацию и вызывают вторичные психологические наслоения.
Зачастую у детей с дисграфией наблюдаются трудности в усвоении морфологии и синтаксиса, проявляющиеся в стойких аграмматизмах не только в устной речи, но и на письме. Вопрос особенностей словоизменения у младших школьников с дисграфией, на наш взгляд, изучен недостаточно, что подтверждает актуальность выбранной темы.
Объект исследования: словоизменение имен существительных.
Предмет исследования: состояние функции словоизменения имен существительных у младших школьников с дисграфией.
Цель исследования: изучить в сравнительном плане состояние функции словоизменения имен существительных у младших школьников с дисграфией и у учащихся без специфических нарушений письма.
Задачи исследования:
Анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования.
Разработка методики исследования словоизменения существительных у учащихся третьих классов общеобразовательной школы с дисграфией.
Проведение в сравнительном плане констатирующего эксперимента и количественно – качественный анализ его результатов.
Разработка методических рекомендаций по формированию словоизменения существительных у младших школьников с дисграфией.
Гипотеза исследования: можно предположить, что у детей с дисграфией функция словоизменения имен существительных менее сформирована, чем у учащихся без специфических нарушений письма.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что:
были уточнены особенности состояния словоизменения существительных, у детей младшего школьного возраста с дисграфией в сравнении со сверстниками без специфических нарушений письма;
определены основные направления логопедической работы по формированию словоизменения существительных у младших школьников с дисграфией;
уточнены приемы и методы комплексной диагностики словоизменения существительных у младших школьников с дисграфией.
Практическая значимость.
Анализ структуры нарушения формирования словоизменения имён существительных у младших школьников с дисграфией позволил определить комплекс методических приемов логопедической работы по коррекции выявленных нарушений с учетом психолого-педагогических особенностей данной категории детей.
Методику исследования состояния словоизменения существительных можно использовать как диагностический метод для определения уровня развития лексико-грамматического строя речи у младших школьников.
Методические рекомендации могут быть использованы в работе психологов, дефектологов, логопедов, учителей.
Права работников дошкольного образовательного учреждения
Права работников дошкольного образовательного учреждения и меры их социальной поддержки определяются законодательством Российской Федерации, уставом и трудовым договором. Работники дошкольного образовательного учреждения имеют право: на участие в управлении дошкольным образовательным учреждением в ...
Развитие учащихся к труду на основе сформированности качеств
личности
Выявление психолого-педагогической сущности формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий начнём с выявления сущности понятий, составляющих основу проблемы нашего исследования. Трудовое воспитание - непременная и неотъемлемая составная часть общей системы воспита ...
Организация, содержание и методика проведения экспериментальной работы по
постановке голоса с использованием методик русской вокальной школы
Экспериментальная работа проводилась нами на базе МОУ СОШ № 93 г. Волгограда, на протяжении учебного года, в процессе индивидуальной и ансамблевой вокальной работы с учащимися разных возрастных групп (2 класс – 4 человека; 3 класс – 4 человека; 5 класс – 4 человека; 6 класс – 4 человека: всего 16 ч ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.