Исследование проводилось на базе МОУ «СОШ № 13» города Норильска, Красноярского края. Опытно-экспериментальная работа проводилась в период с октября по ноябрь 2007 года.
Для сравнительного исследования были отобраны две группы детей в возрасте 9-9,5 лет: из них десять школьников с дисграфией, посещающих школьный логопункт (восемь мальчиков и две девочки) и десять учащихся без специфических нарушений письма, со средней успеваемостью, это дети с нормальным речевым развитием, обучающихся в общеобразовательной школе (семь мальчиков и три девочки).
Все дети, участвующие в исследовании, имели сохранный слух, зрение и интеллект.
Социальный статус у детей контрольной группы благоприятный, все дети из полных семей. У детей экспериментальной группы - менее благоприятный. Пятеро детей проживают в детском доме, их родители лишены родительских прав.
При формировании экспериментальной группы, отбор школьников производился на основе логопедического обследования и изучения документации медико - психолого - педагогического характера.
У детей экспериментальной группы, в отличие от детей контрольной группы, отмечалась дисграфия.
Результаты исследования анамнеза детей с общим недоразвитием речи показали, что у матерей трёх детей наблюдался токсикоз в первой половине беременности; матерями ещё двух детей применялись лекарственные препараты во время беременности; в четырех случаях применялась стимуляция во время родов (в одном случае – механическая, в трёх – лекарственная); у одного ребёнка во время родов отмечалась асфиксия. Имело место и воздействие различных вредоносных факторов в различные периоды развития ребёнка.
У всех детей экспериментальной группы отмечалось позднее начало речи, появление связной речи нередко задерживалось до 2-3 лет. Также можно отметить недоношенность или незрелость детей при рождении.
Таким образом, общее недоразвитие речи у этой категории детей обусловлено пренатальной и натальной патологией.
Изучение речевых карт, беседы с учителями, логопедом и наблюдение за детьми показали, что для детей этой группы характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, таких как внимание и память; словесно-логическое мышление; общая, мелкая и артикуляционная моторика.
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы общеобразовательной школы.
На момент обследования дети занимались с логопедом на протяжении различного времени (4 детей – третий год, 6 учащихся – второй).
У детей контрольной группы (в отличие от их сверстников из экспериментальной группы), речевое развитие соответствовало норме. Дети с удовольствием отзывались на приглашение немного с ними поиграть (обследовать). Они были усидчивы, внимательны. При обследовании вели себя спокойно, внимательно выслушивали задания.
Количественная оценка результатов проводилась по шестибалльной шкале. Критерии оценки базировались на учете количества правильно выполненных испытуемыми заданий.
Таким образом, мы подобрали две однородные группы детей, одинаковые по возрасту и модификация методики позволит нам получить наиболее объективные данные о сформированности словоизменения существительных у детей с дисграфией и без специфических нарушений письма.
Роль ученического самоуправления в развитии личности
Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. Участие в решении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию боле ...
Коррекционно-развивающая работа по развитию самосознания и формированию
образа самого себя
Понимание ребенком себя, формирование устойчивых представлений о самом себе, создание образа своего «я» является результатом его взаимодействия со взрослыми и детьми. Выделять себя из окружающего пространства зрячеслышащий ребенок начинает к концу первого года жизни: он узнает себя в зеркале, выдел ...
Представления детей о диких животных
Чтобы определить круг и характер знаний и соответствующим образом построить обучение, нами было предпринято констатирующее обследование дошкольников, конкретные задачи которого были следующие. Выяснить, что дети знают о живом и неживом, по каким признакам различают растения, животных, предметы. Как ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.