Исследование проводилось на базе МОУ «СОШ № 13» города Норильска, Красноярского края. Опытно-экспериментальная работа проводилась в период с октября по ноябрь 2007 года.
Для сравнительного исследования были отобраны две группы детей в возрасте 9-9,5 лет: из них десять школьников с дисграфией, посещающих школьный логопункт (восемь мальчиков и две девочки) и десять учащихся без специфических нарушений письма, со средней успеваемостью, это дети с нормальным речевым развитием, обучающихся в общеобразовательной школе (семь мальчиков и три девочки).
Все дети, участвующие в исследовании, имели сохранный слух, зрение и интеллект.
Социальный статус у детей контрольной группы благоприятный, все дети из полных семей. У детей экспериментальной группы - менее благоприятный. Пятеро детей проживают в детском доме, их родители лишены родительских прав.
При формировании экспериментальной группы, отбор школьников производился на основе логопедического обследования и изучения документации медико - психолого - педагогического характера.
У детей экспериментальной группы, в отличие от детей контрольной группы, отмечалась дисграфия.
Результаты исследования анамнеза детей с общим недоразвитием речи показали, что у матерей трёх детей наблюдался токсикоз в первой половине беременности; матерями ещё двух детей применялись лекарственные препараты во время беременности; в четырех случаях применялась стимуляция во время родов (в одном случае – механическая, в трёх – лекарственная); у одного ребёнка во время родов отмечалась асфиксия. Имело место и воздействие различных вредоносных факторов в различные периоды развития ребёнка.
У всех детей экспериментальной группы отмечалось позднее начало речи, появление связной речи нередко задерживалось до 2-3 лет. Также можно отметить недоношенность или незрелость детей при рождении.
Таким образом, общее недоразвитие речи у этой категории детей обусловлено пренатальной и натальной патологией.
Изучение речевых карт, беседы с учителями, логопедом и наблюдение за детьми показали, что для детей этой группы характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, таких как внимание и память; словесно-логическое мышление; общая, мелкая и артикуляционная моторика.
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы общеобразовательной школы.
На момент обследования дети занимались с логопедом на протяжении различного времени (4 детей – третий год, 6 учащихся – второй).
У детей контрольной группы (в отличие от их сверстников из экспериментальной группы), речевое развитие соответствовало норме. Дети с удовольствием отзывались на приглашение немного с ними поиграть (обследовать). Они были усидчивы, внимательны. При обследовании вели себя спокойно, внимательно выслушивали задания.
Количественная оценка результатов проводилась по шестибалльной шкале. Критерии оценки базировались на учете количества правильно выполненных испытуемыми заданий.
Таким образом, мы подобрали две однородные группы детей, одинаковые по возрасту и модификация методики позволит нам получить наиболее объективные данные о сформированности словоизменения существительных у детей с дисграфией и без специфических нарушений письма.
Значение уголка живой природы и его организация
Уголок живой природы в детском саду — одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются ...
Методика работы по орфографии в 8 – 9 классах
Работа по орфографии должна продолжаться и в 8 – 9 классах. Орфографические умения требуют длительной и постоянной тренировки. Это необходимо, потому что с каждым новым учебным годом учащиеся сталкиваются с огромным количеством незнакомой для них лексики, с новыми жанрами учебно-научной речи. В мет ...
Неполные предложения как характерная особенность неофициального стиля
Из всех указанных выше языковых особенностей официального и неофициального стилей следует остановиться подробнее на неполных (эллиптических) предложениях. Лингвисты замечают, что в связи с тем, что разговорный стиль чаще всего представлен в диалоге, под разговорной речью обычно понимают только диал ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.