Воспитание толерантности представляет собой сложный и достаточно длительный процесс, охватывающий все время обучения в школе. Определенное отношение к людям разных национальный культур у подростков, растущих в поликультурной среде, возникает не только в результате наблюдения за повседневным общением их родителей в производственной деятельности, но и в результате того, что они живут в одном доме, на одной улице, вместе участвуют в подготовке и проведении общих для всех праздников.
При изучении проблемы воспитания толерантности мы исходили из следующих теоретических положений:
основой толерантного отношения к людям является позитивная этническая идентичность, в структуре которой позитивный образ собственной этнической группы сосуществует с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам;
этническая идентичность – это психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности;
в структуре этнической идентичности выделяют когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты.
Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны - критически относиться к своим собственным взглядам.
Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Здесь можно апеллировать к симпатическому пониманию, которое исповедовал Г.Г. Шпет, сочувственному (эмпатическому) – М.М. Бахтин, к пониманию через со-мышление – В.Ф. Гумбольдт, что ведет к содействию.
Если педагог толерантен, он уверен, открыт, недирективен, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставникаю.
Можно выделит две группы методов понимания:
1. Методы интерпретации. При интерпретации педагогом поведения ребенка исходной позицией является признание ребенка, уважение его «самости», индивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для него самого субъективный, аутентичный смысл.
2. Методы, помогающие педагогу постичь внутренний мир ребенка в его своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию. Данный подход связан с процессом развертывания человеческого отношения одного человека к другому, что предполагает толерантное, со-участное отношение, эмпатийное, а значит, на основе диалога.
Как отмечает С.Д. Щеколдина: «Социальный аспект проявления толерантности в школьном возрасте сопряжен как в отношениях со взрослыми, так и со сверстниками. Однако при еще слишком ограниченном опыте и стремлении к взрослости развитие толерантности происходит, как движение от случайно-ситуативного проявления толерантности (в какой-либо ситуации в результате стечения обстоятельств: хорошее настроение, диалог об интересующем предмете, доброжелательный настрой другого) через признание возможных толерантных отношений, предлагаемых педагогом (проявление толерантности регламентируется рамками, нормами, правилами поведения, принятыми в обществе), к доброжелательным отношениям в малой группе (проявление толерантности к членам своей группы на основе совместной учебной деятельности, в процессе которой учащиеся накапливают опыт толерантного отношения друг к другу)» [26].
Рассмотрим, какие же условия способствуют развитию этнической толерантности. Например, Дворникова Е.Н. в статье «Проблемы воспитания толерантной личности через формирование культурной идентичности» считает, что «проблема формирования толерантного сознания прямо связана с процессом идентичности как центральной проблемой жизненного пути личности».
Шеффилдская программа
Стремление к объединению линейных программ с разветвленными привело к появлению так называемого смешанного программирования, которое было разработано британскими психологами из университета в Шеффилде. Для него характерны следующие особенности: Учебный материал делится на различные по объему части ...
Особенности учебной деятельности в высшей школе
Процесс приобретения жизненного опыта человеком, заключённом в знаниях, умениях и навыках, определяется несколькими понятиями. Это учебная деятельность, обучение, учение и научение. Учебная деятельность представляет собой процесс, в результате которого человек приобретает или изменяет существующие ...
Функции ученического самоуправления
Цели деятельности и развития ученического самоуправления реализуются путем выполнения определенных функций. При этом необходимо четкое разграничение управленческих и педагогических функций. Р.Х. Шакуров считает, что управленческие функции представляют собой «совокупность однородных по содержанию, п ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.