Педагогика и образование » Разработка программы тренинговой работы социального педагога, направленной на воспитание толерантности подростков » Педагогические условия воспитания толерантности

Педагогические условия воспитания толерантности

Страница 4

Создавать атмосферу осуждения тех коллег, кто своими трудами и другой деятельностью способствует обоснованию расистских и националистических взглядов среди населения, а также симпатизирует разрушителям общественного порядка и конституционно-правовых основ государства;

Больше использовать печать, радио и телевидение для изложения современных положений науки о роли и значений различных культурных традиций и межкультурного диалога.

В статье О.А. Гривы «Пути воспитания толерантной личности в поликультурном обществе» выделены следующие факторы развития толерантности:

Просвещение – процесс, в ходе которого человек знакомится с историей своего народа, этноса, рода, семьи; осваивает моральные правила взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми. Золотое правило нравственности – не пожелай другому того, чего не пожелал бы себе – должно стать нормой человеческих коммуникаций. Непременным условием формирования толерантности сознания является также знакомство с богатством культур народов, чувство сопричастности ей, ощущение себя частью целостного мира – вот те мотивы, которые составляют основания для толерантного поведения личности. Не менее важно просвещение в области этнопсихологических и этнопедагогических особенностей личности.

Так, понимание другого человека, принятие его таким, какой он есть, адекватные реакции в процессе взаимодействия – все это путь развития толерантного сознания и поведения.

Велико влияние этнопедагогического компонента. По словам К.Д. Ушинского, «народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания» и «воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более чем что-либо другое». Поэтому этнопедагогика является одним из важнейших рычагов воздействия в процессе воспитания толерантной личности.

Обучение толерантности включает в себя серию психолого-педагогических тренингов, выполняющих следующие задачи:

знакомство с понятиями толерантности, толерантного поведения, толерантного сознания;

стимулирование собственных поисков и активности в освоении данных понятий;

обучение навыкам толерантного поведения, толерантного взаимодействия в семье, школе, на улице, в других сферах жизнедеятельности.

Автор считает, что проблема воспитания толерантности личности должна решаться комплексно. Необходимо, организуя деятельность в этом направлении, вовлекать в нее детей и подростков, молодежь, педагогов, членов семьи, родственников, членов национальных сообществ, общественных организаций, а также должностных лиц, государственных чиновников. В работе с каждой из названных категорий необходим учет возрастных, индивидуальных, национальных, функциональных и ролевых особенностей.

Таким образом, воспитание толерантной личности реализуется: в семье, школе, других учебных и внешкольных заведениях. Процессу ее воспитания способствуют социальные службы для молодежи, общественность (национально-культурные общества и союзы, негосударственные общественные организации, различные фонды), религиозные организации, государственные органы (местные и центральные) и, наконец, мировое сообщество (международные организации и фонды).

Проблема воспитания толерантной личности как общесоциальная проблема, может быть решена по мнению автора при соблюдении следующих общих принципов и условий:

Уважительного отношения к представителям других национальностей и религий.

Знакомства детей, молодежи, населения с традициями, культурой, историей своего народа.

Соответствующей педагогической культуры воспитателей.

Возможности национального и религиозного просвещения для каждого народа; создания и функционирования национально-культурных, религиозных и других организаций; поддержки государством национально-культурных принципов.

Отсутствия давления со стороны международных, национальных и религиозных организаций.

В книге М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой, М.А. Ковальчука «Воспитание толерантности у школьников» выделены следующие условия развития этнической толерантности.

По мнению авторов успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от того, как в деятельности педагогов реализуется ряд принципов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Особенности методики изучения темы трудности и способы их устранения
В связи с тем, что тема логически построена правильно и содержит материал с которым учащиеся сталкиваются в жизни, она не вызывает большой сложности. Особенности методов преподавания данной темы определяется задачами обучения, учетом возрастных, психических и физиологических способностей учащихся, ...

Особенности формирования нравственных представлений и поступков у младших школьников
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, н ...

Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи
В данном пункте раскрывается методика формирующего эксперимента детей трех средних групп: 1-я экспериментальная (1ЭГ), 2-я экспериментальная (2ЭГ) - 3 и контрольная группа (КГ). Наше обучение опиралось на результаты исследований, проведенных ранее в лаборатории развития речи Института дошкольного в ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.012