Из опыта руководства игрой младших дошкольников известно, что появлению интереса способствует внесение в игру реальных предметов и натуральных продуктов. Маленькие умственно отсталые дети охотно варят обед из настоящих продуктов, с удовольствием вращают настоящий руль, стирают белье в воде мылом и т. п. Условность, требующая достаточно развитого воображения, зачастую тормозит игру умственно отсталого ребенка, лишая его удовольствия. Поэтому в самом начале обучения сюжетно-ролевой игре целесообразно использовать реальные предметы и натуральные продукты. Однако не следует перенасыщать ими игру. Опыт показывает, что в самом начале обучения сюжетно-ролевой игре достаточно дать детям один-два объекта, чтобы заинтересовать их, вызвать желание играть. Впоследствии дети, освоившие предметный план игры, легко воспринимают присущую ей условность.
Одним из важных моментов в руководстве ролевой игрой детей на данном этапе является подведение к осознанию ими выполняемой в игре роли, а тем самым и подведение к подлинной ролевой игре. Опыт работы с умственно отсталыми дошкольниками шести-семи лет показывает, что, выполняя какую-либо роль, дети не всегда осознают это. Начиная играть, они обычно охотно соглашаются и действуют поначалу в соответствии с ролью, однако очень быстро отвлекаются и переходят к обычным действиям с игрушками. В таких случаях педагог должен включиться в игру ребенка, напомнить о взятой им на себя роли, выяснить, как ребенок представляет себе дальнейший ход игры. Выяснив, например, что он хочет играть роль водителя автобуса, педагог создает игровую ситуацию типа: "Ты шофер, ведешь автобус. Тебя на остановке ждут люди. Там стоят дети со своими родителями - они собрались в детский сад, а автобуса все нет и нет. Поезжай скорее на остановку" и т. п. Эмоциональное включение педагога в игру ребенка способствует осознанию им своей роли, ведет к лучшему пониманию взаимоотношений между тем, в кого он играет, его "работой" и теми, для кого он "работает".
Эффективное воздействие на коллективную игру оказывает включение в нее педагога и руководство им игрой не от своего имени, а от имени персонажа, роль которого он взял на себя. Так, выступая в роли пассажира автобуса, который ведет ребенок-шофер, педагог как бы углубляет игровую ситуацию, максимально приближая ее к реальной; покупает у водителя билет, просит называть остановки и т. п. Включившись в игру детей, дефектолог направляет ее в нужное русло, подсказывает ход событий, помогает развить сюжет.
Обучение умственно отсталых дошкольников сюжетно-ролевым играм должно включать в себя следующие этапы:
- проведение целенаправленных наблюдений с учетом темы предстоящей игры;
- беседы об увиденном, в ходе которых выявляются, уточняются представления детей;
- подготовка атрибутов для предстоящей сюжетно-ролевой игры;
- проведение игры в упрощенном варианте (отдельные фрагменты, эпизоды);
- развитие и углубление сюжета игры, при котором возможно его видоизменение и дополнение.
Для того чтобы игры детей были более интересными и разнообразными, необходимо учить их формировать замысел игры. С этой целью педагог должен:
- выяснить, во что собираются играть дети;
- помогать им планировать предстоящую игру, направлять на самостоятельные поиски решения;
- оказывать помощь детям в реализации замысла, в распределении ролей, в определении сюжетных линий.
Для обновления уже хорошо знакомых детям игр необходимо проводить специальную работу с целью их видоизменения. Для этого детей водят на тематические прогулки, рассматривают с ними диафильмы, различные иллюстрации, изображения, включают в игру новые предметы и атрибуты. От детей следует добиваться того, чтобы в своих играх они передавали не только действия взрослых, но и их взаимоотношения (отношения врача и больного, продавца и покупателя, шофера и пассажиров и т. п.). Следует пресекать изображение детьми отрицательных явлений, поступков. Подражая взрослым во время игр, дети должны проникаться положительными чувствами. Игра призвана служить средством воспитания в детях доброты, отзывчивости, уважения к труду взрослых.
Для развития игровой деятельности умственно отсталых детей среднего возраста необходимо проводить драматизацию хорошо известных им сказок. Таких, как "Теремок", "Репка", "Колобок" и др. Их проведению предшествует знакомство со сказкой, эмоционально и живо рассказанной педагогом, иллюстрация всех действий с помощью персонажей кукольного театра, фанерных изображений и т. п.
Организация учебной деятельности как один из путей развития учебной
мотивации учения
Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность, из каких учебных действий она состоит, как эти части между собой соотносятся, то какова структура учебной деятельности, – от всего этого во многом зависит результат обучения. Отнош ...
Европейский гуманизм и развитие
теории высшего образования
Говоря о теории образования применительно к периоду нового времени (XVI–XVIII вв.), следует иметь в виду, что идейно-философский и культурно-исторический контекст этого времени определяется такими эпохальными событиями, как Возрождение, Реформация, Контрреформация, Просвещение. Меритократическая те ...
Познавательные и речевые умения
Различать объекты и явления природы по их признакам, вычленять совокупность сенсорных признаков, свойственных объекту познания, уметь пользоваться всеми способами сенсорного анализа, уметь сравнивать предметы и явления природы по заданным свойствам, постепенно научиться самостоятельно выделять осно ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.