Педагогика и образование » Анимация как средство развития культуры досуга подростков » Психолого-педагогический портрет и особенности досуга подростков

Психолого-педагогический портрет и особенности досуга подростков

Страница 1

Для эффективной организации досуговой деятельности подростков необходимо опираться на психолого-педагогические особенности досуговой деятельности. Основные психолого-педагогические особенности досуга подростков складываются из психолого-педагогических особенностей подросткового возраста, влияющих на осуществление досуговой деятельности, и психолого-педагогических особенностей компонентов структуры досуговой деятельности.

Обратимся сначала к характеристике психолого-педагогических особенностей подросткового возраста, влияющих на осуществление досуговой деятельности.

О пубертатном периоде (от лат. pubertas, pubertatis — возмужалость, половая зрелость) известно, что это время полового созревания и ускорения физического развития: в организме происходят важные изменения, в том числе появляются вторичные половые признаки.

Половое созревание — период, который в психологии единодушно обозначается как время больших возможностей и больших опасностей.

Ребенок как бы заново знакомится с собой, что во многом связано с происходящими физическими изменениями, ощущениями собственных новых возможностей.

Подростковый возраст - это период взросления, который можно рассматривать либо как ступень человеческой жизни, которая важна сама по себе, либо как время перехода к более зрелому состоянию. Мы рассматриваем подростковый возраст как самостоятельную фазу взросления.

Андреев В.И. («Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности») считает, что множественность схем возрастной периодизации отражает объективный факт многомерности и многовариантности человеческого развития, включающего в себя и онтогенез, и социализацию, и творческий жизненный поиск. До некоторой степени их можно как-то усреднить, сказав, что переход от детства к зрелости охватывает в целом возраст от 11-12 до 23-25 лет и делится на три этапа: подростковый возраст (от 11-12 до 14-15 лет), ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) и третий период, от 18 до 23-25 лет, который можно условно назвать поздней юностью или началом взрослости.

Артемьев Т.И. («Развитие личности и ее способностей») говорит о том, что подростковый, отроческий возраст является переходным прежде всего в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза – продолжение первичной социализации. Все подростки этого возраста – школьники, находятся на иждивении родителей или государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития. Подростковое чувство взрослости – главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда – типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом это период завершения детства и начала «вырастания» из него.

Известно, что в области человеческого развития прослеживаются следующие закономерности (Абульханова-Славская К.А. «Стратегия жизни»):

– отдельные стороны, компоненты психики и даже органы человеческого тела развиваются относительно друг друга неравномерно.

– физически, психически и социально человек также развивается неравномерно: в чем-то быстрее, в чем-то медленнее.

Это побудило психологов и педагогов сформулировать закон неравномерности развития как отдельных сторон и свойств растущего человека, так и темпов его общего развития.

Вместе с тем обнаружено, что темп развития психики детей и школьников в несколько раз превышает темп развития психики взрослого. В связи с этим следует вспомнить известное высказывание Л.Н. Толстого о том, что «от пятилетнего ребенка до меня – только один шаг, от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние, от зародыша до новорожденного – пучина, а от существования до зародыша отделяет уже не пучина, а непостижимость».

Кроме того, Андреев В.И. («Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности») отмечает: «в исследованиях С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева и других установлена другая закономерность, которая в развитии человека выделяет так называемые сенситивные периоды. Сущность этой закономерности заключается в следующем. Для каждого отдельного вида психической деятельности существует оптимальное время наиболее интенсивного развития, которое получило наименование сенситивного периода».

Поведение подростка определяется теми особенностями личности, которые сложились у него в ходе накопления социального опыта на предыдущих этапах развития. Наряду с неосознанными непосредственными побуждениями, подросток действует, исходя из сознательно поставленных целей. По сравнению с детьми более младших возрастных этапов поведение подростков становится более осознанным, хотя оно все еще характеризуется импульсивностью, связанной с физиологическими особенностями и неуравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Современная семья и её проблемы
Сегодня изменения происходят и в отношениях мужчин и женщин в семье. Их взаимоотношения, а также отношения разных поколений, степеней родства, родителей и детей разного пола и возраста не заданы жестко их положением в семейном клане. Теперь трудно выделить, кто кого “главнее” и в семье. Изменяется ...

Педагогическое общение в структуре деятельности современного педагога дополнительного образования
В нашей работе неоднократно отмечалось, что потребность в коммуникации являлась фундаментальной для человека, имеет первостепенное значение в процессе воспитания и обучения человека. Так, без него в принципе невозможен процесс передачи социального опыта от одного поколения другому В школьном возрас ...

Формирование связной речи в онтогенезе
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах многими педагогами (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.М. Бородич и др.), психологами (С.Л.Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.А.Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) и логопедами (А.В. Ястребова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, В.К.Воробьева и др. Связная реч ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2309