Педагогика и образование » Анимация как средство развития культуры досуга подростков

Анимация как средство развития культуры досуга подростков

Актуальность данного исследования заключается в изучении культуры досуга подростков, где наиболее значимой представляется проблема развития анимации, благодаря которой возможно организовать рациональный и содержательный досуг подростков.

Современная социокультурная ситуация, кризис общества породили сложнейшие проблемы в воспитании подрастающего поколения и в становлении отдельно взятой личности. В последнее время в обществе происходит совершенно иное восприятие подростков. Современное общество зачастую видит в подростках лишь источник своих проблем и вызывает опасения по поводу будущего нации. Однако многие негативные подростковые проявления в социальной среде уходят своими корнями в проблемы самих ребят. Именно неумение справиться со своими личными переживаниями, тревогами и опасениями побуждает подростков решать свои трудности наиболее известными средствами.

Существенный вклад в осмысление сущности досуга внесли такие ученые как Дж. Дюмазедье, М.А. Ариарский, Д. М.Генкин, Б.А. Грушин, А.А. Гордон, В.Г. Давыдович, Г.А. Евтеева, В.Т. Лисовский, Г.П. Орлов, В.Д. Патрушев, Б.Д. Парыгин, В.А. Ядов, А.Н. Кротова, Б.Г. Мосалев, Ю.А. Стрельцов, В.Е. Триодин, И.А. Новикова, С.Н. Лебедева, Л.П. Подоба, А.П.

Как говорит Бурменская Г.В. в своей книге «Возрастно-психологическое консультирование», сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса. Философами рассматривается свободное время в качестве пространства для осуществления специфических социальных процессов, выявляются истоки возникновения свободного времени и его взаимосвязь со временем рабочим, его социальную ценность. Социология и экономика осуществляют количественный и статистический анализ указанных процессов, исследуют характер, и содержание свободного времени личности, деятельность социальных институтов досуга по его наполнению, аксиологию досуга. Психология обращает внимание на потребности и мотивы, определяющие поведение и поступки человека в этой временной сфере. Таким образом, можно сделать вывод о том, что свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека.

Согласно статье 34 закона 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2013 года обучающимся предоставляются академические права на:

- выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования);

- каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком;

- развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;

Обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования:

- Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

Статья 31 конвенции о правах ребенка гласит:

1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

2. Государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.

Статья 37 пункт 5 конституции Российской Федерации:

Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Многолетнее игнорирование объективных явлений, происходящих в сфере организации свободного времени подростков и молодежи, низкий уровень предлагаемых форм досугового общения, неразвитость материально – технической базы учреждений культуры привели к тому, что с каждым днем растет криминогенность среди подростков, увеличивается количество детей – бродяг, несовершеннолетних проституток, наркоманов. Число ребят употребляющих наркотические вещества, за последние десять лет увеличилось в 10 раз, причем возраст приобщения к наркотикам 14 лет, но встречаются даже 6-8-летние дети.

В настоящее время необходимо создание условий для эффективной организации досуга подростков. Поиск новых технологий, разнообразие видов анимационной деятельности будет способствовать вовлечению подрастающего поколения в культурно-досуговую деятельность. Следовательно, одним из наиболее эффективных направлений в организации досуга подростков является анимация.

Проблема заключается в том, что досуг в современном мире приобретает значение как время свободного самоопределения личности, самостоятельного выбора ею векторов развития, однако практика показывает, что данное время является одновременно временем риска, связанного со спонтанным выбором направлений развития, сопряженным с угрозой выбора деструктивных траекторий развития. В значительной степени выбор направлений развития зависит от развития культуры досуга личности. Особую остроту данная проблема приобретает в отношении подростков, культура досуга которых недостаточно развита, что проявляется в дефиците культурного опыта, мобильности культурных интересов, эклектичном досуговом поведении и т.д. Данная проблема определила выбор темы исследования «Анимация как средство развития культуры досуга подростков».

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать проект анимационной программы «Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе», направленной на развитие культуры досуга подростков.

Объект исследования: процесс развития культуры досуга подростков.

Предмет исследования: развитие культуры досуга подростков средствами анимации.

Гипотеза исследования: процесс развития культуры досуга подростков будет осуществляться более эффективно, если:

- будет исследована категория культуры досуга, выявлены ее сущность и критерии;

- будут изучены психолого-педагогические особенности и досуговые интересы подростков;

- будет выявлен потенциал анимации как эффективного средства развития культуры досуга подростков;

- в проект анимационной программы будет включены разнообразное содержание и вариативные формы работы, направленные на развитие культуры досуга подростков.

Задачи исследования:

1.Изучить литературу по теме исследования.

2. Исследовать категорию культуры досуга, выявить ее сущность и критерии.

3. Изучить психолого-педагогические особенности и досуговые интересы подростков.

4. Выявить потенциал анимации как эффективного средства развития культуры досуга подростков.

5. В проект анимационной программы включить разнообразное содержание и вариативные формы работы, направленные на развитие культуры досуга подростков.

Теоретические основы исследования составили работы следующих авторов: теории и концепции личностно ориентированного и личностно-деятельностного подходов развития личности (Л.А. Верб, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.); подходы к организации культурно-досуговой деятельности детей, подростков и молодежи (К.А. Абульханова-Славская, Г.А. Аванесова, В.П. Беспалько, А.Б. Гальченко, А.В. Жуганов, А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, А.И. Лучанкин, В.Е. Новаторов, Ю.А. Стрельцов, Н.Н. Ярошенко и др.) В работах этих ученых содержится структурный анализ подготовки и проведения культурно-досуговых программ в учреждениях культуры; рассмотрены понятийный аппарат технологии культурно-досуговой деятельности, ее основные элементы, специфика драматургии и режиссуры основных видов культурно-досуговых программ: информационно-просветительных, художественно-публицистических, культурно-развлекательных.

Наше исследование также опирается на работы по общей, возрастной, педагогической и социальной психологии, рассматривающие психолого-педагогические особенности подросткового возраста (Г.В. Бурменская, М.В. Гамезо, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.).

Теоретическое значение исследования состоит в том, что в нем дано определение категории «культурный досуг», раскрыты его сущность и критерии (интересы, активность, инициативность, избирательность); дана подробная характеристика психолого-педагогических особенностей подросткового возраста; теоретически обоснована программа по развитию культуры досуга подростков средствами анимации. Практическое значение работы заключается в том, что в нем раскрыт потенциал анимационной деятельности в развитии культурного досуга подростков; проведена апробация программы по развитию культуры досуга подростков средствами анимационной деятельности.

Еще по теме:

Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию на познавательных играх-занятиях
Изучая особенности смыслообразования психолог В.К. Вилюнас обнаружил что личностные смыслы существуют в двух формах: эмоционально-непосредственной и вербализованной (словесной). Вербализованная форма ‑ это осознание обозначение того, что придаёт смысл ситуации; эмоционально-непосредственная & ...

Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью
Интеллектуальная недостаточность является одной из форм пограничных интеллектуальных нарушений и занимает промежуточное положение между интеллектуальной нормой и олигофренией. В целом пограничная интеллектуальная недостаточность является одной из наиболее распространенных форм психической патологии ...

Методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников
Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, учитель начальных классов ведет целенаправленную работу над формированием мотивов, их даль ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.022