Ловкостью называется способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а так же умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво.
То есть ловкость зависит от пластичности и подвижности нервной системы и её умения адаптироваться к изменяющимся условим внешней среды в виде правильно скоорденированных, точных физических действиях, направленных на решение возникшей ситуации.
Ловкость - это способность быстро, точно, экономично и находчиво решать различные двигательные задачи. Средствами при развитии ловкости являются акробатические упражнения, спортивные игры и использование разнообразных приемов (зеркальное выполнение упражнений, усложнение условий выполнения упражнений, изменение скорости и темпа движений, изменение границ поля)
Средствами развития ловкости являются: физические упражненияв основных движениях (ходьба между предметами; с преодолением различных препятствий – пролезть в обруч, перепрыгнуть через предмет; метание, игры в мяч, прыжки, лазание); общеразвивающие упражнения с предметами различной формы, массы, объема; подвижные игры; совместные упражнения – вдвоем, небольшой группой – с мячами, шестами; применение необычных исходных положений (бег из положения стоя на коленях, сидя; прыжок из положения стоя спиной к направлению движения), быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать); изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.
В проявлении ловкости физические и психические качества человека выступают в единстве с наибольшей полнотой. Степень развития ловкости определяется по точности, экономности и рациональности движений.
Ловкость напрямую связана с координацией и объёмом двигательных навыков и их комбинаций. Значит для развития ловкости необходимо использовать различные упражнения из различных видов спорта и чем чаще эти виды будут меняться, тем лучше будет развиваться мозг и нервная система. Также необходимо использовать сложнокоординационные движения как из гимнастики так и специально придуманные упражнения.
Великолепно развивают ловкость спортивные и подвижные игры и различные единоборства. Чередуя виды спорта увеличиваете запас движений.
Развивать ловкость следует по многим причинам (В. И. Лях):
ловкость способствует овладению новыми видами движений;
в процессе овладения новыми видами движений улучшаются психические процессы (память, мышление, представление, восприятие движений и обстановки);
наличие высокого уровня ловкости позволяет быстро и эффективно осуществлять тактические действия по взаимодействию в играх, перемещений в циклических движениях, единоборствах;
наличие этих способностей ведёт к более экономному расходованию физических сил.
Физические упражнения, применяемые для развития ловкости, делятся на три группы:
а) упражнения, в которых нет стереотипных движений, а имеется элемент внезапности (например, подвижные и спортивные игры);
б) упражнения, которые предъявляют высокие требования к координации в точности движений (например, жонглирование мячом, метание в цель, акробатические упражнения, упражнения на гимнастических снарядах и т. д.);
в) специальные задания, в которых по сигналу необходимо резко менять направление, темп, амплитуду движений.
Ловкость можно развивать и совершенствовать с помощью любых двигательных действий, где проявляется точность движений, ориентировка в пространстве, вариативность и затруднения в процессе их выполнения. Именно поэтому лучшими средствами развития ловкости являются подвижные и спортивные игры. Для воспитания ловкости используют: упражнения, требующие проявления точности, способности координировать движения и быстро сообразовываться с изменяющимися условиями; упражнения во вращениях для совершенствования вестибулярного анализатора. Можно использовать упражнения различных разделов образовательной программы, а также других видов спорта, не включённых в программу.
Воспитание точности движения связано с совершенствованием чувства пространства и времени. Для совершенствования пространственной ориентировки рекомендуется метод контрастных заданий. Например, чтобы найти оптимальную длину бегового шага, предлагается вначале максимально удлинить шаг, потом сократить до минимума, далее постепенно доводить до наиболее выгодной величины.
Для воспитания чувства времени широко используют упражнения, требующие точной и своевременной реакции на различные сигналы и изменения обстановки.
При развитии ловкости необходимо руководствоваться следующими методическими рекомендациями:
1) разнообразить занятия, систематически вводить в них новые физические упражнения, различные формы их сочетания;
2) варьировать применяемые усилия и условия, сопутствующие занятиям;
3) регулировать нагрузку на организм по первым признакам ухудшения точности движений;
Роль Ф. Фребеля в создании воспитательных учреждений для
дошкольников
Во второй половине XIX - начале XX в. в Европе широкое распространение получила теория дошкольного воспитания немецкого педагога Фридриха Фребеля (1782-1852) Педагогическая система Фребеля была противоречивой. Она основывалась на идеалистической философии, утверждавшей главенство духовного начала н ...
Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (психологическом) значении этот термин можно определить как сово ...
Экономические задачи в обучение информатике
В процессе обучения учащиеся старших классов экономического профиля вынуждены будут сталкиваться с рядом экономических задач, решение которых может осуществляться как вручную, так и при помощи информационных технологий. Применение информационных технологий в финансовых расчетах позволяет значительн ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.