Педагогика и образование » История педагогики и образования: основные аспекты » Дидактические принципы Я.А. Коменского по работе «Великая Дидактика»

Дидактические принципы Я.А. Коменского по работе «Великая Дидактика»

Принцип наглядности Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию еще и явлений. Им было провозглашено «золотое правило»дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для

восприятия чувствами: видимое для восприятия — зрением; слышимое— слухом; запахи —обонянием; подлежащее вкусу — вкусом; доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они

сразу схватываются несколькими чувствами». Коменский требовал, чтобы учение начиналось не со словесного толкования о вещах, но с конкретных наблюдений над ними.

Сознательности учения. Ученики с помощью учителя должны ясно осознать, «какую пользу приносит изучаемое в повседневной жизни». При изучении явлений следует доводить

учащихся до осознания причин этих явлений. «На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят».

Систематичности обучения. Он указывал на необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем

переходить к изучению отдельных его сторон.

Последовательность обучения. Все предлагаемое ученикам для усвоения надо располагать

так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. Считаясь с возрастными особенностями детей, Коменский советует сначала развивать ощущения (чувства)

учащихся, затем память, далее мышление и, наконец, речь и руку.

Посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Посильность, доступность в обучении достигаются ясностью преподавания,

сообщением основного без излишних деталей.

Прочности усвоения учащимися учебного материала, Коменский говорил, что надо закладывать «прочное основание», не спешить в обучении, добиваться, чтобы учащиеся вполне усвоили преподаваемое им: все имеющее связь должно преподаваться «в связи». Огромное значение для прочного усвоения имеют упражнения и повторение усвоенного учащимися материала.

Развитие познавательных способностей учащихся, «воспламенить жажду знания и

пылкое усердие к учению», для чего надо, указывал он, соединять приятное с полезным, поощрять детскую любознательность.

Принцип природосообразгости – развитие и обучение ребенка стоит строить исходя из законов развития природы, сообразно его возрасту и полу.

Еще по теме:

Методика изучения методов руководства театрализованными играми
Методы и методология исследования: Анализ литературных источников; Педагогический эксперимент: констатирующий этап; формирующий этап; констатирующий. 3. Математическая обработка данных. Экспериментальное исследование проводилось на базе Детского центра развития ребёнка ясли-сад № 15 г. Лида. В иссл ...

Внедрение программ социально-педагогической направленности
В марте 1995 года Постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Типовое положение – главный нормативно-регулирующий документ, утверждающий основы деятельности и управления особого типа образовател ...

Внешняя и внутренняя мотивация
Среди разнообразных мотивов учения принято, в частности, выделять внешние и внутренние мотивы . Л.М.Фридман так характеризует их отличие: «Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности; если же мотивы непосредственно связаны ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.1224