Педагогика и образование » Исследование возможности реализации обучающей, развивающей и воспитывающей функциий естественнонаучного образования при изучении темы "Белки. Нуклеиновые кислоты" » Лабораторные работы как средство закрепления знаний, умений, навыков, развития мышления и формирования интеллекта учащихся

Лабораторные работы как средство закрепления знаний, умений, навыков, развития мышления и формирования интеллекта учащихся

Страница 2

Существуют разные способы создания проблемной ситуации при проведении лабораторной работы. За постановкой проблемы, естественно должен следовать творческий поиск ее решения, и учащиеся, участвуя в поиске научной истины, учатся творческому подходу, овладевают приемами логического мышления, приобщаются к научному методу.

Курс химии высокомолекулярных соединений, построенный на идеях развития и зависимости свойств веществ от строения, предоставляет особенно широкие возможности для проблемно-развивающего эксперимента.

Постановка проблемных ситуаций при проведении лабораторных работ часто вызывают необходимость дополнительных сведений, что стимулирует учащихся к приобретению знаний через чтение книг, журналов и консультации у учителя. Выполняя задания, ученики приобщаются к соблюдению правил эксплуатации различного рода приборов и инструментов, всевозможных механизмов и транспортных средств [25].

В частности, М.И. Махмутов писал: „Под проблемными ситуациями имеются в виду такие учебные ситуации затруднения, которые возникают в моменты, когда учащийся принимает задачу, пытается ее решить, но чувствует недостаточность прежних знаний. Эти ситуации вызывают активную мыслительную деятельность учащегося, направленную на преодоление затруднения, т.е. на приобретение новых знаний, умений, навыков“.

Важно и то, что в процессе систематического и самостоятельного выполнения опытов учащиеся подчас даже непроизвольно усваивают методологию экспериментального исследования. Необходимость действовать в такой последовательности: постановка цели задания, выработка способа ее достижения, планирование эксперимента, его проведение, представление результатов эксперимента в виде таблиц, графиков, математических зависимостей или словесного описания, защита полученных из эксперимента знаний (выводов) при обсуждении работы.

В процессе проведения лабораторных работ учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

1.наблюдать и изучать явления и химические свойства веществ;

2.выполнять измерения физических величин;

3.описывать результаты наблюдений;

4.вычислять погрешности прямых и косвенных измерений;

5.определять динамику, взаимосвязь и взаимообусловленность химических процессов;

6.выдвигать гипотезы;

7.отбирать необходимые приборы и лабораторную посуду;

8.представлять результаты измерений в виде таблиц;

9.интерпретировать результаты эксперимента;

10.делать выводы;

11.обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии;

12.пользоваться химической посудой и измерительными приборами.

Лабораторные работы могут проводиться по готовым инструкциям или по устным указаниям учителя. Наиболее удобна следующая форма организации работы. Учащиеся получают инструкцию по проведению работы. Она может быть написана на доске, или продиктована, или подготовлена заранее и роздана учащимся. Это позволяет спокойно провести работу при разной степени подготовки к ней учеников и разной скорости ее выполнения. Инструкция сочетает в себе элементы проблемного подхода и конкретные указания к проведению работы. В проблемном плане в ней могут быть обсуждены пути достижения цели работы, подбор приборов и оборудования, использование необходимых формул и закономерностей. Конкретные указания позволяют избежать ошибок, приводящих к срыву работы, содержат рекомендации по ее наиболее целесообразному и удобному проведению.

Химия - наука экспериментальная. Наблюдения, опыты являются источником знаний о природе химических явлений. Наблюдения, измерения и анализ полученных результатов, которые производят учащиеся на практических занятиях, являются по существу воспроизведением основных методов химии как науки. Ученики, которые имеют склонность к выполнению эксперимента и не находят подкрепления и развития этих склонностей на занятиях, постепенно утрачивают интерес к продолжению занятий химией.

Преимуществами химического эксперимента в форме выполнения лабораторной работы являются высокая степень активности и самостоятельности школьников, выработка умений работы с химическими реактивами и навыков обработки результатов наблюдений и измерений, возможность проведения эксперимента или наблюдения по индивидуальному плану и в темпе, определяемом самим учащимся. Не последним по значению является и такой фактор, как устранение посредника между учеником и изучаемым явлением природы.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Кхемпхиллское движение
Движение Кэмпхилл (Camphill) представляет собой международную сеть терапевтических сообществ, включающих школы-интернаты для детей с нарушением интеллектуального или психического развития, училища-интернаты (колледжи) для молодежи и «деревни» для взрослых инвалидов. Первая кэмпхиллская школа для де ...

Изучение проблемы одаренности в трудах отечественных и зарубежных исследователей
Рассматривая проблему одаренности, как отмечает А.И. Савенков, «выдающиеся философы древности, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, сколь существенна разница между выдающимся творцом, гением и простым смертным. Давно было замечено, что различия эти часто проявляются уже в ...

Общая характеристика профессионально-педагогического образования в России в период второй половины XIX –1917 гг
Педагогическое образование есть важнейшая составная часть всей российской системы образования, ее одно из ключевых звеньев, которое во многом, если не решающей степени, определяет качество и перспективы ее развития. Как относительно самостоятельная подсистема, педагогическое образование трактуется ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.1187