Единственно верный метод выявить у слепоглухого ребенка наличие, богатство и разнообразие образов непосредственно окружающей его среды – это как можно раньше научить его лепке, т.е. научить лепить все, что он в состоянии «осмотреть» руками.
Данный объемно-изобразительный метод обладает значительной объективностью. Этим методом экспериментально обнаружено у слепоглухих детей такое наличие живых, ярких образов окружающего, которое до сих пор никому не было известно.
При помощи лепки ребенок может с исключительной, почти фотографической точностью выразить то, что отражает его мозг. Наиболее прочные представления у слепоглухого ребенка возникают от тех предметов и их отношений, которые воспринимаются ребенком в действии, движении.
Осязательно-двигательные (пространственно-объемные) образы предметов и их связи с другими предметами достаточно ярки, прочны и сильны, чтобы ребенок мог выразить их в объемно-изобразительной форме средствами лепки. Лепка для слепоглухого ребенка – наиболее верное доказательство нормальной деятельности коры его головного мозга.
Немаловажное значение для познания внутреннего мира взрослого имеет игра. В игре проявляются различные типы социального поведения детей и взрослых. Возникновение в процессе игры конфликтных ситуаций в значительной мере связано с трудностями организации совместной игры, контроля за действиями своих партнеров, понимания функциональных отношений при реализации, взятой на себя роли, с отсутствием специальных аксессуаров, способствующих пониманию игровой ситуации.
Приведем в качестве примера некоторые игры.
Игра «Аптека» (играет группа детей и взрослые)
Педагог объявляет детям, что сейчас они будут играть в аптеку.
– Кто будет продавец?
Все дети радостно предлагают себя на роль продавца. Педагог выбирает одного мальчика. Он приносит на стол содержимое аптечки, расставляет товар, перед каждым лекарством кладет листок с указанием цены. Девочка становится кассиром и садится за другой стол. Дети и учительница толпятся около прилавка. Девочка подходит к продавцу и спрашивает дактильно: «Сколько стоит йод?»
– Пять копеек.
Она идет в кассу, платит деньги и получает чек. Снова встает в очередь. Педагог подсказывает, что можно не стоять два раза, а сразу самому посмотреть на ценник и заплатить в кассу. Педагог «оплачивает» стоимость бинта и встает к прилавку с чеком. Дети по очереди идут в кассу, предварительно рассмотрев ценники на лекарства. Подходит к прилавку.
– Дайте, пожалуйста, таблетки от кашля.
– Дайте, пожалуйста, вату.
– Дайте, пожалуйста, глазные капли.
Затем роль аптекаря начинает выполнять экспериментатор. Вместе с педагогом они разыгрывают ситуацию, когда человек приходит в аптеку и хочет купить новые очки. Аптекарь посылает человека к врачу за рецептом, затем все начинают по предложению педагога играть в поликлинику, где идет прием врача-окулиста.
Экспериментатор изображает совсем слепого человека, который пришел на прием к врачу. Дети помогают «слепому» найти свободное место и сесть. «Слепой» рассказывает детям, что у него болят глаза, и он пришел к врачу за лекарством. Рассказывает о своей болезни. Спрашивает у детей, что у них с глазами. Дети рассказывают.
Потом одна из девочек выполняет роль врача, ведет прием больных. Сажает детей на стул перед настенным календарем и показывает на нем цифры. Дети называют цифры дактильно. Педагог помогает «врачу» выписать рецепт для очков. С этим рецептом больного направляют снова в аптеку за очками. Аптекаря изображает педагог, он смотрит рецепт, подбирает очки, и т.д.
Из приведенного описания видно, что поначалу дети играли в аптеку как в обычный магазин. Более точное представление об аптеке возникло благодаря участию в игре взрослых, которые включили в игру ситуацию с выпиской рецепта для очков у врача и тем самым помогли детям понять имеющуюся здесь связь.
Наряду с уточнениями представлений детей о разных социальных ситуациях и формированием эмоционального отношения к ним и их участникам очень большое значение имело то обстоятельство, что в игре обогащались и совершенствовались средства общения – жестовые и словесные. В самом процессе игры дети общались между собой и фиксировали содержание игры в своей речи. В дальнейшем, в свободной деятельности они начинали беседовать друг с другом о том, что было в игре, затем о реальных жизненных впечатлениях. Развитие речи получало тем самым новый стимул, возникала новая мотивация словесного общения.
Самостоятельная работа как основная составляющая педагогических
технологий
Организация самостоятельной работы, руководство ею это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности и необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности. Гово ...
Игра – важный инструмент оптимизации двигательной активности младших
школьников
В целях эффективного включения игры в жизнедеятельность младших школьников наиболее продуктивным является осознание взрослыми игры как развивающегося и развивающего вида детской деятельности. Обусловлено это рядом причин и факторов. Во-первых, как предшествующий данному возрасту ведущий вид деятель ...
Характеристика Средневековья. Церковное воспитание
Средние века – это значительная эпоха в развитии человеческой культуры и цивилизации, которая продолжалась около двенадцати столетий – с V в. по XVII в. Во время этого длительного периода в Европе и других регионах мира сформировались и окрепли могущественные феодальные государства, получили развит ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.