На протяжении дошкольного детства происходит значительное сенсорное развитие – двигательных, пространственных, предметных и других видов ощущений. Развиваются и кожные ощущения, возрастает точность восприятия фактуры, формы, размера предметов при осязании.
Дошкольный возрастной период характеризуется переходом от использования предметных образцов к сенсорным эталонам -общепринятым представлениям основных разновидностей каждого свойства. К 6-летнему возрасту у ребёнка формируется сравнительно полный набор таких эталонов: система цветов спектра, геометрических форм, музыкальных звуков, фонем языка и т.д. Благоприятные условия для их освоения складываются в различных видах продуктивной деятельности, в процессе которой происходит и усвоение словесных обозначений основных разновидностей свойств.
Таким образом, при организации игровой деятельности необходимо задействовать в процессе решения задач как можно больше сенсомоторной информации, поскольку ещё М. Монтессори отмечала, что благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребёнок формирует запас понятий, которыми оперирует интеллект.
Процесс развития мыслительных процессов включает в себя развитие памяти, воображения, мышления, совершенствование восприятия.
Процесс развития восприятия является одним из важнейших в познавательной деятельности дошкольника. Также можно подчеркнуть и особенности взаимосвязи зрительного восприятия и ориентировочных действий в процессе становления и взросления ребёнка.
Необходимо отметить и то, что развитие образов восприятия у ребенка происходит в процессе выполнения им все более сложных перцептивных действий. При этом овладение каждым новым их типом проходит ряд этапов. На первом из них выявление ребенком свойств предметов, учет которых необходим для выполнения практического действия, осуществляется в самом процессе такого действия, а результат достигается путем практических проб. Затем начинает складываться ориентировочное действие, предшествующее практическому и позволяющее ребенку обследовать нужные свойства и отношения предметов, используя внешние приемы (ощупывание, наложение, прикладывание друг к другу и т.п.). На втором этапе в ориентировочных действиях место внешних приемов занимают движения воспринимающих органов — осматривающего предметы глаза, ощупывающей их руки, при помощи которых создается образ ситуации, предопределяются направление практических действий. Наконец, на третьем этапе сложившиеся перцептивные действия начинают осуществляться без видимых внешних проявлений: ребенку достаточно бросить взгляд на предметы, чтобы обнаружить их свойства и отношения, важные для решения практической задачи.
В конечном итоге, развитие детского восприятия определяется общим развитием предметно-практической деятельности ребенка. Так, развитие зрительного восприятия происходит на первом году жизни в связи с формированием хватания и удерживания предметов, передвижения ребенка в пространстве; на втором—третьем году жизни — в связи с усвоением способов употребления предметов, применения простейших орудий. В последующие годы дошкольного детства зрительное восприятие развивается главным образом на основе продуктивных видов деятельности, требующих детального анализа формы предметов, их внутреннего строения, отношений по величине и т.п.
Реализация приоритетного национального проекта «Образование» как путь к
совершенствованию общества
Отдельные детали реализации приоритетного национального проекта «Образование» складываются в общую картину, делающую очевидной связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства. Следует подчеркнуть, чт ...
Становление современной трактовки правильности речевого высказывания
Трактовка термина «правильность» речи неодинакова на разных этапах развития лингвистики. Представляется целесообразным проследить становление современного его понимания, поскольку в методике преподавания иностранных языков существуют различные точки зрения. В лингвистике выделяется несколько концеп ...
Роль игры в развитии пространственных представлений у детей
Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимался целый ряд как отечественных, так и зарубежных ученых и практиков: Л.А. Венгер, Р.К. Говорова, А.Н. Давидчук, О.М. Дьяченко, Т.И. Ерофеева, В. Каразану, Т.В. Лаврентьева, А.М. Леушина, Т. Мусейбова, В.П. Новикова, А.А. Столяр, М.А ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.