Педагогика и образование » Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании » Основные понятия инноватики

Основные понятия инноватики

Страница 1

Основными понятиями инноватики являются новшество, инновация, инновационный процесс, нововведение.

Новшество:

- идея, являющаяся для конкретного лица новой;

- средство (новый метод).

Р.Н.Юсуфбекова охарактеризовала педагогическое новшество как содержание возможных изменений, ведущих к ранее не известному состоянию, результату в области педагогической действительности, развивающих теорию и практику обучения и воспитания .

Инновация:

- обновление, изменение;

- введение чего-либо нового;

- процесс освоения новшества.

В.И.Сластенин и Л.С.Подымова отметили, что инноватика как наука изучает закономерности создания, освоения и распространения новшеств; в частности изучает феномен сопротивления новшествам .

Инновационный процесс – инновации, нововведения и условия, обеспечивающие успешность перевода системы в новое качественное состояние.

Инновация – содержательная сторона инновационного процесса (научные идеи и технологии их реализации).

А.И.Пригожин дал определение понятию нововведение: целенаправленное изменение, которое вносит в определённую социальную единицу (организацию, общество, группу) новые, относительно стабильные элементы.

В.И.Сластенин, Л.С.Подымова охарактеризовали это понятие как комплексный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшества, цель которого – удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к определенным качественным изменениям (способов обеспечения эффективности, стабильности и жизнеспособности).

А вот ещё несколько значений нововведения:

- механизм использования инновации (новшество и процесс введения его в практику);

- динамическая система, характеризующаяся как внутренней логикой (структура и этапы инновационного процесса), так и закономерным развитием во времени её взаимодействия с окружающей средой (жизненный цикл новшеств).

К нововведениям в сфере образования относят изменения:

- в общественном положении образования и уровне финансирования системы;

- в структуре системы образования;

- в содержании образования;

- во внутренней организации образовательного учреждения;

- в методах обучения;

- в оборудовании образовательных учреждений и использовании информационных технологий в образовании;

- в строительстве зданий и помещений для учебных занятий.

Изменение – замена одного на другое (перемена, вариация) как видимое отклонение от прежнего. Если отклонение происходит в лучшую сторону – это новшество.

Новшество и изменение в широком масштабе для всей системы – это реформа.

Новизна как критерий оценки исследования, ценность, свойство нововведения конкретно-исторична (абсолютно или относительно новое)

Показатели инновации:

А) нацеленность на решение актуальных проблем (педагогическая инновация содержит новое решение этой проблемы);

Б) возможность использования в широкой педагогической практике. Использование педагогических инноваций должно приводить к обновлению педагогического процесса, получению качественно новых (устойчивых) результатов. Эффективность – влияние реализованного потенциала на различные параметры системы, в которых реализуется инновация;

В) адаптируемость (вне зависимости от условий);

Г) наличие научной идеи;

Д) завершенность (степень реализации инновационного потенциала): в идеале переход от простого воспроизводства к расширенному.

В.И.Сластенин, Л.С.Подымова, А.И.Пригожин и др. исследователи выделяют специфику новшеств:

- педагогические новшества сохраняют все родовые черты инновации;

- объект воздействия и предмет деятельности – развивающаяся личность;

- на возникновение и существование новшества влияет социальный заказ;

- необходима психологическая готовность педагогического сообщества к восприятию, принятию и реализации новшеств;

- существуют как идеальные продукты деятельности новаторов;

- наблюдается относительная растянутость инновационных процессов времени;

- целостный характер целей инновации;

- существующая зависимость инновационных процессов от социально-педагогических условий;

- сложность определения результатов инновации.

Требования к новшествам:

- сбалансированность целей с целями ДОУ;

- стабильность (относительная).

Классификация новшеств.

По уровню инновационного потенциала (формализованная шкала) [4]:

построение известного в другом виде – формальная новизна (фактическое отсутствие нового) – условная новизна;

повторение известного с несущественными изменениями: частная новизна;

уточнение, конкретизация уже известного;

дополнение известного существенными элементами;

создание качественно нового объекта.

По массовости:

единичные;

массовые.

По масштабу:

частные;

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Маркетинг образовательных услуг
Образование — новая, поисковая, перспективная сфера маркетинга. Поиск наиболее оптимальных вариантов обучения, а также привлечение обучающихся, работодателей и дотаций из государственного бюджета — вот что может помочь приобрести маркетинг в сфере образования. Маркетинг – вид человеческой деятельно ...

Государственные стандарты нового поколения как путь модернизации образования в России на современном этапе.
«Любая реформа образования — это прежде всего реформа содержания образования. Все остальное — изменения в системе образования, то есть в его инфраструктуре. Более того, как это ни покажется парадоксальным, всякие изменения только в экономике образования, как и всякие только технологические изменени ...

Воспитательная роль педагогического взаимодействия в становлении индивидуальности подростка
Становление ребенка как индивидуальности осуществляется не только автономно по внутренним спонтанным законам. Оно неразрывно связно с социальными условиями, от которых зависит возможность развития или не развития тех или иных сторон личности, дарований, потребностей, интересов. Воспитание как общес ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0117