Педагогика и образование » Особенности лексической стороны речи у детей 5-6 лет со стертой дизартрией » Сравнительная характеристика лексической стороны речи детей 5 – 6 лет со стертой дизартрией и без речевых нарушений

Сравнительная характеристика лексической стороны речи детей 5 – 6 лет со стертой дизартрией и без речевых нарушений

Страница 2

Дошкольники пятилетнего возраста в большинстве случаев правильно подбирают синонимы к хорошо знакомым им словам, допуская лишь единичные ошибки. Дети со стертой дизартрией не смогли подобрать синонимы к глаголам: «торопится, шагать, глядеть», что свидетельствует о дефиците предикативного словаря. Характерной ошибкой детей с речевой патологией является воспроизведение слов другой грамматической категории, что свидетельствует о недостаточной дифференциации категориальных значений слов (например, глядеть – глаза).

Вместо синонимов дети со стертой дизартрией воспроизводят:

а) семантически близкие слова, часто ситуативно сходные («в парке карусели», «улица- машины», «глядеть – видеть»);

б) слова, противоположные по значению, иногда повторение исходного слова с частицей не (глядеть – не глядеть);

в) расширение значения слова - «торопится - бежать»;

г) слова, связанные синтагматическими связями (огромный – дом, глядеть – глаза);

д) формы исходного слова или родственные слова (шагать - шаги).

Если дети с нормальным речевым развитием испытывают трудности в подборе антонимов и синонимов лишь к отдельным словам, например, к слову «трусливый», то у дошкольников со стертой дизартрией выявляются ошибки при подборе антонимов и синонимов к преобладающему большинству слов. У детей со стертой дизартрией наблюдается при этом разнообразный характер ошибок при подборе антонимов.

Вместо антонимов дети со стертой дизартрией подбирают:

а) слова-стимулы с частицей не (любить – не любить);

б) слова, семантически близкие, в том числе и антонимичные, предполагаемому антониму, но другой части речи («поднимать – вверх, вниз»);

в) слова, семантически близкие предполагаемому антониму той же части речи (утро - день);

г) слова, ситуативно близкие исходному слову («утро – светло»);

д) формы слова-стимула (трусливы - трусит);

е) слова, связанные синтагматическими связями со словами-стимулами (трусливый заяц);

В процессе поиска слова в случае дополнения предложения и пар слов, дети со стертой дизартрией часто теряют цель задания, подбирают слова по несущественным, ситуативным признакам, часто не соответствующей вопросу части речи.

Таким образом, у дошкольников со стертой дизартрией системные отношения между лексическими единицами языка недостаточно сформированы. Нарушения развития лексики у детей со стертой дизартрией проявляются в нарушении формирования лексической системности, организации семантических полей, качественном своеобразии этих процессов.

У детей со стертой дизартрией отмечались ограниченность объема словаря, недостаточная активность процесса поиска слова; недоразвитие мыслительных операций сравнения и обобщения; трудности выделения существенных дифференциальных семантических признаков, на основе которых противопоставляется значение слов; несформированность семантических полей.

Результаты экспериментального исследования, полученные в ходе диагностики, позволили определить направления логопедической работы, подобрать соответствующий лексический материал и игры, направленные на развитие лексики детей со стертой дизартрией.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников
Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, учитель начальных классов ведет целенаправленную работу над формированием мотивов, их даль ...

Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур
Одним из свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми человек определяет форму предметов и их частей. Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их сво ...

Возможности применения Sales Expert в обучении
Чтобы отслеживать множество параметров процесса продаж и контролировать деятельность вовлеченных в нее субъектов, необходим специальный инструмент. Одним из таких инструментов является система Sales Expert – автоматизированная система управления персональными продажами. Это настраиваемый программны ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0154