Исторический опыт свидетельствует, что государство слабеет и разрушается, если жизнедеятельность его граждан не скрепляется единой, вдохновляющей их общенациональной идеей.
Что же для реализации этой идеи необходимо делать? В первую очередь следует обновить наши прежние подходы к одной из поистине вечных педагогических проблем – к теории и практике воспитания на конкретных моральных, нравственно-поучительных примерах. Такие примеры, свидетельствующие об исторически значимых делах, поступках, жизненных судьбах, правомерно рассматриваются, как особое средство наглядности в воспитании детей, основывающееся на их склонности к подражанию. В переживаемое нами время истинные моральные ценности стали подменяться ложными, получили распространение этический нигилизм и релятивизм, потому особенно важно, чтобы в таких неблагоприятных условиях все воспитание российских школьников ориентировалось на четко очерченную социально заданную мораль. Последняя должна выступать в сознании педагога в виде этически обоснованной модели воспитанной личности, определяя своим содержанием основные задачи работы с учащимися. Прилагая данный критерий к современной российской действительности, мы считаем справедливым выделить следующие наиболее важные его компоненты: общечеловеческие моральные свойства (совестливость, гуманность, честность, порядочность, обязательность), действенный российский патриотизм, гражданственность, межнациональная терпимость и доброжелательность, стремление к добросовестному, социально направленному труду. Такими предстают перед нами сегодня ведущие направления нравственно-воспитательных усилий учителя. Если какой-либо компонент морального эталона не получает надлежащей опоры в конкретных наглядно-чувственных образах, то и соответствующие нравственные установки либо вовсе не сформируются, либо окажутся непрочными. Воспитывая на моральных примерах, нельзя не считаться и с тем, что нравственность с точки зрения науки этики – категория внутренне противоречивая. Соответственно и методика воспитания должна строится на логически оправданном сочетании возвышающе-одобряющего отношения к нравственно-положительным примерам дел и поступков, жизненных установок различных людей и осуждения того, что этически неприемлемо. Убеждая с помощью позитивных примеров, следует обеспечивать их педагогически продуманную репрезентативность, стремиться, чтобы обладателями высоко-нравственных качеств выступали люди разного возраста и различных профессий, прекрасно проявившие себя в разных социальных ролях и в различных жизненных ситуациях.
В очень большой мере действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя. Духовна близость и уважение к педагогу, побуждающие ему подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если учитель провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не в праве рассчитывать на действенность своих слов, и потому он никогда не станет авторитетным наставником. На отношение школьников к педагогу часто влияет и характер его сопутствующей, "неучительской" деятельности, которая может ими одобряться или решительно осуждаться. При этом вектор оценки исходит обычно из утвердившихся в ряде регионов страны представлений о праве учителя лишь на "чистые" виды труда и предосудительности разного рода "недостойных", "грязных" занятий. С общеэтической точки зрения с достоинством педагога совместимы любые законоприемлемые виды "внеучительского" труда. Однако, работая в школе, учитель, конечно, должен считаться с бытующими обычаями, установками, нравами. В противном случае его репутация может существенно пострадать.
На особо важное воспитательное значение обращенного к детям нравственного самораскрытия педагога указывал П.П. Блонский. "Как сильно может всколыхнуть детские души, - писал он, - рассказ учителя о своей работе, своем детстве, своих путешествиях, своих любимых писателях и своих любимых героях. Почему учитель как живая личность отсутствует в классе и держит свою душу на замке от детей?". Таким образом, полностью принимая в расчет роль спонтанного воздействия личного примера воспитатель должен уметь специально обращаться к нему, как к важному средству непосредственно-эмоционального убеждения. О прфессионально-личностных качествах образцового, пользующегося авторитетом учителя, написано много, поэтому в сегодняшние времена крайне важно, чтобы каждый российский наставник был наглядным примером гражданского, патриотического служения своей родине, побуждаемого чувством любви и заботливого отношения к ней, равно отвергая безбрежный космополитизм. Ведь именно служение, как известно, было жизненной целью великого русского педагога К.Д. Ушинского. Какой прекрасный пример для современных учителей россиян.
Условия реализации модульной технологии обучения в ГФ УИПА
Я не могу объективно судить об условиях реализации модульной технологии обучения в учебных заведениях Украины, т.к. не обладаю нужной информацией. Но условия реализации модульной технологии обучения в УИПА весьма плачевны. Уже год как мы «перешли» на новую технологию обучении, которую очень трудно ...
Диагностика ловкости у детей старшего
дошкольного возраста
Работа по изучению ловкости проводилась на базе ДОУ № 163 г. Новосибирска. Всего было обследовано 10 детей подготовительной группы «Теремок», 10 детей подготовительной группы «Оленята». В качестве экспериментальной группы мы определили группу «Теремок», в качестве контрольной «Оленята». Целью конст ...
Психолого-педагогические подходы к интеграции
обучения
Проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе. Она обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Интеграция – процесс сближения и связи наук ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.