Исторический опыт свидетельствует, что государство слабеет и разрушается, если жизнедеятельность его граждан не скрепляется единой, вдохновляющей их общенациональной идеей.
Что же для реализации этой идеи необходимо делать? В первую очередь следует обновить наши прежние подходы к одной из поистине вечных педагогических проблем – к теории и практике воспитания на конкретных моральных, нравственно-поучительных примерах. Такие примеры, свидетельствующие об исторически значимых делах, поступках, жизненных судьбах, правомерно рассматриваются, как особое средство наглядности в воспитании детей, основывающееся на их склонности к подражанию. В переживаемое нами время истинные моральные ценности стали подменяться ложными, получили распространение этический нигилизм и релятивизм, потому особенно важно, чтобы в таких неблагоприятных условиях все воспитание российских школьников ориентировалось на четко очерченную социально заданную мораль. Последняя должна выступать в сознании педагога в виде этически обоснованной модели воспитанной личности, определяя своим содержанием основные задачи работы с учащимися. Прилагая данный критерий к современной российской действительности, мы считаем справедливым выделить следующие наиболее важные его компоненты: общечеловеческие моральные свойства (совестливость, гуманность, честность, порядочность, обязательность), действенный российский патриотизм, гражданственность, межнациональная терпимость и доброжелательность, стремление к добросовестному, социально направленному труду. Такими предстают перед нами сегодня ведущие направления нравственно-воспитательных усилий учителя. Если какой-либо компонент морального эталона не получает надлежащей опоры в конкретных наглядно-чувственных образах, то и соответствующие нравственные установки либо вовсе не сформируются, либо окажутся непрочными. Воспитывая на моральных примерах, нельзя не считаться и с тем, что нравственность с точки зрения науки этики – категория внутренне противоречивая. Соответственно и методика воспитания должна строится на логически оправданном сочетании возвышающе-одобряющего отношения к нравственно-положительным примерам дел и поступков, жизненных установок различных людей и осуждения того, что этически неприемлемо. Убеждая с помощью позитивных примеров, следует обеспечивать их педагогически продуманную репрезентативность, стремиться, чтобы обладателями высоко-нравственных качеств выступали люди разного возраста и различных профессий, прекрасно проявившие себя в разных социальных ролях и в различных жизненных ситуациях.
В очень большой мере действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя. Духовна близость и уважение к педагогу, побуждающие ему подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если учитель провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не в праве рассчитывать на действенность своих слов, и потому он никогда не станет авторитетным наставником. На отношение школьников к педагогу часто влияет и характер его сопутствующей, "неучительской" деятельности, которая может ими одобряться или решительно осуждаться. При этом вектор оценки исходит обычно из утвердившихся в ряде регионов страны представлений о праве учителя лишь на "чистые" виды труда и предосудительности разного рода "недостойных", "грязных" занятий. С общеэтической точки зрения с достоинством педагога совместимы любые законоприемлемые виды "внеучительского" труда. Однако, работая в школе, учитель, конечно, должен считаться с бытующими обычаями, установками, нравами. В противном случае его репутация может существенно пострадать.
На особо важное воспитательное значение обращенного к детям нравственного самораскрытия педагога указывал П.П. Блонский. "Как сильно может всколыхнуть детские души, - писал он, - рассказ учителя о своей работе, своем детстве, своих путешествиях, своих любимых писателях и своих любимых героях. Почему учитель как живая личность отсутствует в классе и держит свою душу на замке от детей?". Таким образом, полностью принимая в расчет роль спонтанного воздействия личного примера воспитатель должен уметь специально обращаться к нему, как к важному средству непосредственно-эмоционального убеждения. О прфессионально-личностных качествах образцового, пользующегося авторитетом учителя, написано много, поэтому в сегодняшние времена крайне важно, чтобы каждый российский наставник был наглядным примером гражданского, патриотического служения своей родине, побуждаемого чувством любви и заботливого отношения к ней, равно отвергая безбрежный космополитизм. Ведь именно служение, как известно, было жизненной целью великого русского педагога К.Д. Ушинского. Какой прекрасный пример для современных учителей россиян.
Лингвистический аспект логичности
Несмотря на то, что в методике преподавания иностранного языка необходимость развития логичной речи является аксиомой, при исследовании проблемы обучения культуре иноязычного общения само понятие логичности нуждается в уточнении. Чаще всего под логичностью речи понимают последовательность выражения ...
Образовательный процесс
и его составляющие
Образование можно охарактеризовать как: целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства; синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, взросления и социализации; процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, а также познаватель ...
Яснополянская школа Л.Н. Толстого как творческая лаборатория
педагога
Яснополянская школа Л.Н. Толстого. В своих первых статьях по вопросам воспитания Л.Н. Толстой резко критиковал современную ему педагогику за абстрактность, догматизм, оторванность от жизни. Он признавал школьный опыт и деятельность учителей важнейшим источником педагогики. Яснополянская школа была ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.