Для выявления уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников надо было выяснить категориальную структуру нравственности.
Поэтому в самом начале работы предстояло ответить на вопрос: какие категории в нравственном сознании являются базовыми? У Платона, Сократа, Аристотеля находим такие категории, как добро, зло, мудрость, мужество, умеренность, справедливость, счастье, дружба, В Средневековье появляется понятие «милосердие», в более позднюю историческую эпоху - «долг» (И. Кант), «вина» (Гегель). Таким образом, было выделено 10 категорий.
Затем мы попросили младших школьников пояснить, как они понимают предъявленные им слова. Из опрошенных было 24 первоклассника (11 девочка и 13 мальчика), Опрос проводился индивидуально.
Статистика ответов первоклассников представлена в табл. 1. Объяснили все понятия 8 человек (4 девочки и 4 мальчика), отказались это делать 3 человека (1 девочка и 2 мальчика).
Итак, первоклассникам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», , «долг», и труднее, «милосердие», «мудрость».
Раскрывая смысл категории «дружба», дети говорили, что это «люди дружат между собой». Очень редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают друг друга», «помогают друг другу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто учащиеся давали только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело».
В толковании зла можно выделить три группы ответов. Первая, наиболее многочисленная, связана с действием -«это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся». Вторая группа ответов связана с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой»). Третья группа вновь представляет только эмоциональную оценку явления: «это плохо».
Добро в представлении отвечающих -«когда делают добрые дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый». При этом существуют значительные различия в ответах девочек и мальчиков. Для первых добро связано прежде всего с помощью («это когда человек хочет помочь в беде», «это когда помогают»), для вторых - с отсутствием внешних конфликтов («это когда никто не дерется», «никого не обижают»). Некоторые первоклассники включили «добро» в дихотомию: «добро - это когда нет зла». Ответов, связанных только с эмоциональной оценкой предъявленной категории, не наблюдалось.
Несмотря на то что категории «свобода» и «долг» объяснило преобладащее большинство учащихся, их понимание далеко от действительного.
Статистика ответов первоклассников представлена в табл. 1.
Таблица №1
Понятия |
Объяснили |
Не объяснили | ||||||
девочки |
мальчики |
девочки |
мальчики | |||||
Кол. |
% |
Кол. |
% |
Кол. |
% |
Кол. |
% | |
1. Счастье |
9 |
67,7 |
10 |
72 |
1 |
32,3 |
3 |
27,9 |
2. Свобода |
4 |
77,4 |
7 |
86 |
7 |
22,6 |
4 |
13,95 |
3. Мудрость |
9 |
35,5 |
9 |
58,1 |
2 |
64,5 |
4 |
41,9 |
4.Мужество |
11 |
54,8 |
10 |
53,5 |
1 |
45,2 |
3 |
46,5 |
5.Умеренность |
10 |
32,3 |
5 |
11,6 |
5 |
67,7 |
4 |
88,4 |
6.cправедливость |
10 |
61,3 |
8 |
65,1 |
2 |
38,7 |
2 |
34,9 |
7 Дружба |
10 |
96,8 |
11 |
95,3 |
1 |
3,2 |
2 |
4,7 |
8. Добро |
11 |
93,5 |
13 |
79,1 |
0 |
6,5 |
0 |
20,9 |
9. Зло |
11 |
90,3 |
10 |
88,4 |
1 |
9,7 |
3 |
11,6 |
10. Милосердие |
5 |
22,6 |
4 |
37,2 |
8 |
77,4 |
8 |
62,8 |
11. Долг |
1 |
67,7 |
3 |
76,7 |
10 |
32,3 |
10 |
23,3 |
12. Вина |
5 |
48,4 |
13 |
69,8 |
6 |
51,6 |
0 |
30,2 |
Размещение объектов в уголке природы
В детских садах уголок природы организуют для каждой группы отдельно. Объекты его размещают в светлой части комнаты (на низких столиках и подоконниках) так; чтобы, они были хорошо освещены, но не загораживали свет из окна. Окно для уголка живой природы должно быть обращено на, юго-запад, юг или юго ...
Характеристика понятия «адаптация»
Часто поступление в детский сад сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка и даже заболеваниями. Ведь адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях - физиологическом, социальном, психологическом. Актуа ...
Коррекционно-развивающая работа по преодолению нарушения письма у учащихся
4-го класса общеобразовательной школы
Формирующий этап эксперимента длился с ноября 2006г. по апрель 2007г. За этот период было проведено 24 занятия в 4 «в» классе. Занятия проводились 2 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятий 20-25 минут. Также проводились индивидуальные занятия. Продолжительность занятий 15 ми ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.