Педагогика и образование » Народная педагогика как средство нравственного воспитания младших школьников » Духовность как нравственная основа личности

Духовность как нравственная основа личности

Страница 1

Если проанализировать и подытожить суждения, мнения, высказывания о личности, "рассыпанные" по трудам, статьям, заметкам К.Д. Ушинского, то вполне закономерным и обоснованным будет вывод, что доминантной чертой личности он считал целостность духовно-нравственных, волевых, интеллектуальных качеств. Только личностью можно повлиять на личность, только характером образовать характер. К.Д. Ушинский считал, что не школа и не ее немые стены сохраняются в воспоминаниях воспитанников, а, прежде всего, "величественный образ их энергического и добродетельного воспитателя, который учил их более собственным примером, всегдашним одушевлением, всегдашней готовностью на самопожертвования для их блага, нежели словами".

Как духовное образование высшего порядка, квинтэссенцию божественного в человеке трактовал личность и Н.А. Бердяев, по которому сны "есть образ и подобие Божье в человеке… Личность нельзя мыслить ни биологически, ни психологически, ни социологически. Личность духовна и предполагает существование духовного мира". Именно поэтому, продолжал он, "личность есть категория религиозно-духовная". Таким образом, и К.Д. Ушинский, и Н.А. Бердяев пришли к выводу, что "личность есть по преимуществу нравственный принцип, из нее определяется отношение ко всякой ценности". Вполне естественно, что оба мыслителя отдавали приоритет в воспитании личности формированию ее нравственной основы на исходных принципах христианской морали. Хрестоматийно известным стало суждение К.Д. Ушинского о том, что величайшее развитие умственное не предполагает еще необходимо прочной общественной нравственности. "Влияние нравственное, - считал великий педагог, - составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов… нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития". К.Д. Ушинский предупреждал, что "нравственное чувство, благороднейшее и нежнейшее растение души человеческой, требует большого ухода и присмотра, чтобы вырасти и окрепнуть". И никто лучше педагога не сможет справиться с этой сложнейшей задачей, причем успех здесь предопределяется высокой духовностью его личности, в основе которой лежат христианские убеждения". Только наставник, имеющий глубокие христианские убеждения и христианскую нравственность, способен адекватно передать их своим воспитанникам. Как педагогический императив и сегодня воспринимаются слова К.Д. Ушинского о том, что "каждый класс, начиная с самого младшего, должен иметь свое округленное миросозерцание, доступное возрасту учеников, и в центре этого мира, отразившегося в детской душе, должна блестеть, как солнце, все освещая и согревая, нравственная, гуманная христианская идея". И К.Д. Ушинский, и Н.А. Бердяев подчеркивали, что христианство играет огромную роль в нравственном воспитании не только отдельной личности, но и народа, который, по выражению Н.А. Бердяева, осознал себя личностью. Правда, К.Д. Ушинский воспринимал христианство в форме церковного вероучения и – наряду со школой – церкви отдавал приоритеты в нравственном воспитании, считая, что "церковь и школа… вывели наш простой народ из тесной, отжившей сферы исключительно патриархального быта в более обширную и свободную сферу гражданского общества, государства и человечества". К.Д. Ушинский рекомендовал избрать темами для бесед в воскресных школах главнейшие нравственные обязанности всякого человека и раскрывать их, иллюстрируя примерами из евангельской истории, русской истории и истории христианской церкви. "Христианство, - писал великий педагог, - бесспорно есть один из главных элементов образования у новых народов, оно дает жизнь и указывает высшую цель всякому воспитанию", а "воспитанию остается только прежде всего и в основу всего вкоренить вечные истины христианства". Всякое европейское общественное воспитание, обобщал он, если хочет быть народным, то, прежде всего, должно быть христианским. Этой философско-педагогической позиции К.Д. Ушинского созвучны взгляды Н.А. Бердяева на воспитательную роль церкви. По выражению Н.А. Бердяева, русский народ обязан своим нравственным воспитанием русскому православию. В современных условиях, когда все еще размыты контуры той личности, которая должна появиться в результате наших педагогических усилий, нас подстерегает опасность появления индивидуализма, который в практике межличностных отношений выступает как эгоизм. Лекарство здесь может быть одно – постановка перед личностью высоких общественных целей. Н.А. Бердяев настойчиво повторял свою мысль об изъянах, допущенных русским православием в воспитании русской личности: "Русский народ религиозно воспитан в культе святых и святости. Православная церковь дала русскому народу возможность вынести его тяжелую историческую долю. Но православное религиозное воспитание не давало того запала личности, той самодисциплины души и культуры души, которое давало на Западе католическое религиозное воспитание, а по-своему и протестантское". Другую причину недостатка духовности в русском человеке Филисов видел в том, что "в нашей истории отсутствовало рыцарское начало, и это было неблагоприятно для развития и выработки личности".

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Игра – важный инструмент оптимизации двигательной активности младших школьников
В целях эффективного включения игры в жизнедеятельность младших школьников наиболее продуктивным является осознание взрослыми игры как развивающегося и развивающего вида детской деятельности. Обусловлено это рядом причин и факторов. Во-первых, как предшествующий данному возрасту ведущий вид деятель ...

Разработка системы самостоятельных работ учащихся и средств её комплексного обеспечения по дисциплине профессионального цикла «Технология одежды»
Сущность самостоятельной работы учащихся заключается в организации самостоятельной познаватель­ной деятельности. Она является одним из важных средств подготовки учащихся к активной самообразовательной работе и в этом состоит ее основная дидактическая цель. Анализ учебно-програмной документации, пер ...

Виды адаптации
1. Высокий уровень адаптации Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, вып ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0227