Педагогика и образование » Народная педагогика как средство нравственного воспитания младших школьников » Духовность как нравственная основа личности

Духовность как нравственная основа личности

Страница 1

Если проанализировать и подытожить суждения, мнения, высказывания о личности, "рассыпанные" по трудам, статьям, заметкам К.Д. Ушинского, то вполне закономерным и обоснованным будет вывод, что доминантной чертой личности он считал целостность духовно-нравственных, волевых, интеллектуальных качеств. Только личностью можно повлиять на личность, только характером образовать характер. К.Д. Ушинский считал, что не школа и не ее немые стены сохраняются в воспоминаниях воспитанников, а, прежде всего, "величественный образ их энергического и добродетельного воспитателя, который учил их более собственным примером, всегдашним одушевлением, всегдашней готовностью на самопожертвования для их блага, нежели словами".

Как духовное образование высшего порядка, квинтэссенцию божественного в человеке трактовал личность и Н.А. Бердяев, по которому сны "есть образ и подобие Божье в человеке… Личность нельзя мыслить ни биологически, ни психологически, ни социологически. Личность духовна и предполагает существование духовного мира". Именно поэтому, продолжал он, "личность есть категория религиозно-духовная". Таким образом, и К.Д. Ушинский, и Н.А. Бердяев пришли к выводу, что "личность есть по преимуществу нравственный принцип, из нее определяется отношение ко всякой ценности". Вполне естественно, что оба мыслителя отдавали приоритет в воспитании личности формированию ее нравственной основы на исходных принципах христианской морали. Хрестоматийно известным стало суждение К.Д. Ушинского о том, что величайшее развитие умственное не предполагает еще необходимо прочной общественной нравственности. "Влияние нравственное, - считал великий педагог, - составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов… нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития". К.Д. Ушинский предупреждал, что "нравственное чувство, благороднейшее и нежнейшее растение души человеческой, требует большого ухода и присмотра, чтобы вырасти и окрепнуть". И никто лучше педагога не сможет справиться с этой сложнейшей задачей, причем успех здесь предопределяется высокой духовностью его личности, в основе которой лежат христианские убеждения". Только наставник, имеющий глубокие христианские убеждения и христианскую нравственность, способен адекватно передать их своим воспитанникам. Как педагогический императив и сегодня воспринимаются слова К.Д. Ушинского о том, что "каждый класс, начиная с самого младшего, должен иметь свое округленное миросозерцание, доступное возрасту учеников, и в центре этого мира, отразившегося в детской душе, должна блестеть, как солнце, все освещая и согревая, нравственная, гуманная христианская идея". И К.Д. Ушинский, и Н.А. Бердяев подчеркивали, что христианство играет огромную роль в нравственном воспитании не только отдельной личности, но и народа, который, по выражению Н.А. Бердяева, осознал себя личностью. Правда, К.Д. Ушинский воспринимал христианство в форме церковного вероучения и – наряду со школой – церкви отдавал приоритеты в нравственном воспитании, считая, что "церковь и школа… вывели наш простой народ из тесной, отжившей сферы исключительно патриархального быта в более обширную и свободную сферу гражданского общества, государства и человечества". К.Д. Ушинский рекомендовал избрать темами для бесед в воскресных школах главнейшие нравственные обязанности всякого человека и раскрывать их, иллюстрируя примерами из евангельской истории, русской истории и истории христианской церкви. "Христианство, - писал великий педагог, - бесспорно есть один из главных элементов образования у новых народов, оно дает жизнь и указывает высшую цель всякому воспитанию", а "воспитанию остается только прежде всего и в основу всего вкоренить вечные истины христианства". Всякое европейское общественное воспитание, обобщал он, если хочет быть народным, то, прежде всего, должно быть христианским. Этой философско-педагогической позиции К.Д. Ушинского созвучны взгляды Н.А. Бердяева на воспитательную роль церкви. По выражению Н.А. Бердяева, русский народ обязан своим нравственным воспитанием русскому православию. В современных условиях, когда все еще размыты контуры той личности, которая должна появиться в результате наших педагогических усилий, нас подстерегает опасность появления индивидуализма, который в практике межличностных отношений выступает как эгоизм. Лекарство здесь может быть одно – постановка перед личностью высоких общественных целей. Н.А. Бердяев настойчиво повторял свою мысль об изъянах, допущенных русским православием в воспитании русской личности: "Русский народ религиозно воспитан в культе святых и святости. Православная церковь дала русскому народу возможность вынести его тяжелую историческую долю. Но православное религиозное воспитание не давало того запала личности, той самодисциплины души и культуры души, которое давало на Западе католическое религиозное воспитание, а по-своему и протестантское". Другую причину недостатка духовности в русском человеке Филисов видел в том, что "в нашей истории отсутствовало рыцарское начало, и это было неблагоприятно для развития и выработки личности".

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Историко-педагогическое осмысление системы народного воспитания
Исследования проблемы народного воспитания современными учеными дают право утверждать, что в педагогической науке сложилась концепция народной педагогики, установлен ее предмет, определены источники, принципы, методы, характерные особенности. Но необходимость получения обоснованных данных педагогич ...

Просветительские идеи Я. Коласа, А. Богдановича
(Якуб Колас) – яркий представитель белорусской педагогической мысли периода конец XIX - начало XX вв. Анализ биографических данных и Я. Коласа свидетельствуют о том. что он преподавали в начальных школах вышеотмеченного периода. После окончания Несвижской учительской семинарии (1902 г.) Я. Колас пр ...

Предпосылки активации развития творческой активности школьников
Творческая активность является предметом изучения многих авторов, как Б.Г.Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Л.Г. Денисова, А.В. Петровский, А.Я.Понамарев, А.М.Матюшкин, С.Л.Рубинштейн и др. В педагогике понятие «активность» чаще всего связывают с учебно-воспитательным процессом, с проблемой выделения, р ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.2646