По мнению отечественных психологов, развитие воображения ребенка во многом определяется овладением им обобщающим значением слова. Исследованиями Р.М. Боскис, Ж.И. Шиф выявлена специфика в овладении обобщениями неслышащими и слабослышащими детьми. Первоначально усвоенная предметная отнесенность значения при последующем формировании словесных обобщений мало уточняется, в результате чего слово приобретает или слишком широкое, неопределенное значение или слишком узкое. Поэтому слова, которыми обладает ребенок с нарушенным слухом, выступают для него в весьма ограниченном и своеобразном значении. Понятия ребенка, отмечает Р.М. Боскис, часто «не совпадают с понятиями взрослых по своему значению… и по всей предметной отнесенности».
Учитывая, с одной стороны, значимую роль речи в развитии воображения ребенка и, с другой – своеобразие формирования речи в условиях нарушения деятельности слухового анализатора, еще раз подчеркнем необходимость специальной работы по развитию воображения неслышащих детей.
Как уже было отмечено, на сегодня еще мало исследований, посвященных изучению воображения лиц с нарушенным слухом. Поэтому значительный интерес имеют исследования, направленные на изучение других психических функций глухих и слабослышащих детей, так как, учитывая характер их взаимосвязи с воображением, можно прогнозировать своеобразие функционирования данного психического процесса.
Как показывают исследования, процессы мышления и памяти у ребенка с нарушенным слухом специфичны. Отмечаются трудности осмысления ими одного и того же объекта с различных позиций и включения его в разные системы связей, что свидетельствует о недостаточной динамичности их мыслительной деятельности. В процессе изучения причинно-следственного мышления были выявлены особенности в развитии этого процесса у неслышащих школьников, которое выражается в смешении ими причины явления со следствием, неумении дифференцировать значения слов «потому что» и «поэтому», трудностях в принятии задания. Дети лучше обнаруживают связь причины со следствием при опоре на наглядный материал, вербальные же задания выполняются ими с большими трудностями или не выполняются вовсе.
Как указывалось, возникшие отклонения в развитии психических процессов у детей с нарушенным слухом могут быть в значительной степени преодолены в процессе специальной коррекционной работы.
Однако такая работа достигнет своей цели только в том случае, если она будет организована с учетом закономерностей и особенностей развития и функционирования каждого психологического процесса.
Для полноценного развития творческого воображения ребенка необходимо наличие у него определенного запаса представлений об окружающей действительности, о чем уже упоминалось ранее. Однако обогащение чувственного опыта ребенка не является единственным условием и способом развития его фантазии, поскольку специфика воображения заключается не только в накоплении представлений об окружающем мире, сколько в реорганизации этих представлений, их изменений, переконструировании.
В практике школьного обучения основной акцент, к сожалению, делается именно на факторе богатства чувственного опята, специфика же процесса воображения, т.е. комбинаторный характер его деятельности, практически не учитывается. Для формирования воображения наряду с постоянным обогащением опыта ребенка необходимо еще и развитие способностей у него к переконструированию, комбинированию этого опыта. Формирование структурных компонентов творческого воображения, т.е. накопление представлений об окружающей действительности создает как бы предпосылку, возможность для развития фантазии, а степень реализации этой возможности определяется сформированностью у ребенка операционных компонентов – приемов и способов переконструирования имеющихся представлений. Таким образом, только одновременное развитие и структурных, и операциональных представлениях компонентах воображения может обеспечить полноценное формирование и функционирование данного процесса.
В психологии воображение рассматривается как своеобразная отражательная деятельность сознания, основной механизм которой состоит в активной переработке имеющегося опята. Отражение окружающего мира возможно лишь в процессе активного взаимодействия субъекта с субъектом, т.е. в процессе деятельности. Психика человека, его сознание существует и может формироваться лишь в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.). Сам процесс формирования действий в уме осуществляется первоначально на базе внешних действий, максимально развернутых и лишь затем путем поэтапной обработки переходят во внутренний план, в план сознания. Анализ структуры внутренних умственных действий, с одной стороны, и внешних предметных – с другой показывает их принципиальную аналогичность.
Поскольку сущность воображения составляют механизмы по переконструированию опята, являющиеся разновидностью умственных действий, следовательно, необходимым условием их формирования является включение субъекта в активные формы деятельности, и прежде всего предметно-практической. Максимальное использование возможностей внешней, предметной деятельности для формирования комбинаторных механизмов воображения обеспечит успешность их функционирования в дальнейшем.
Формирование связной речи в онтогенезе
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах многими педагогами (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.М. Бородич и др.), психологами (С.Л.Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.А.Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) и логопедами (А.В. Ястребова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, В.К.Воробьева и др. Связная реч ...
Наглядность, как компонент развития внимания на
уроках английского языка
В своей практике учителя английского языка стремятся использовать наглядность как стимулирование процесса усвоения материала, как дополнительное средство запоминания и сохранения информации, как яркий опорный сигнал, способствующий развитию таких способностей ребенка, как воображение, зрительная и ...
Общие подходы к изучению мотивации учения
Мотивационная сфера человека до сих пор очень мало изучена в психологии. Это не может быть объяснено отсутствием интереса к данному предмету: начиная с древних времен и до наших дней, вопрос о внутренних побудителях поведения человека неуклонно занимал ученых и философов и приводил их к построению ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.