Педагогика и образование » Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников » Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников

Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников

Страница 3

Цель этой части наблюдения - отнесение данного предмета к определенной группе однородных предметов, а также установление причинных связей и отношений между наблюдаемыми предметами и явлениями, их частями и свойствами.

С этой целью учитель привлекает и использует в наблюдении детей их личный сенсорный опыт, полученный ими ранее (самостоятельно или под руководством учителя).

Четвертый этап - заключительный. Цель его - в подведении итогов и закреплении полученных представлений и знаний о предметах и явлениях.

Правильное построение структуры наблюдения, обучения детей приемам обследования является основой работы по развитию умения наблюдать и воспитанию наблюдательности.

Учитель руководит процессом наблюдения и воспитания детей в соответствии с обобщенной схемой обследования предмета.

Предлагаем примерные схемы наблюдения за животными и растениями:

Примерная схема наблюдения животного

В процессе восприятия дети, следуя указанию учителя (или самостоятельно), отмечают:

Особенности внешнего вида животного в целом и отдельных его частей. Выделяют и называют отличительные и сходные признаки внешнего вида наблюдаемого объекта сравнительно с другим хорошо известным им однотипным животным.

Особенности в поведении животного: повадки, движения, голос и другие жизненные проявления (образ жизни и питание на воле и вневоле). По этим признакам сравниваем с уже известным однотипным животным, отмечая и сходство, и различия.

Особенности и роль данного животного в жизни человека.

Примерная схема наблюдения растения.

Особенности внешнего вида растения в целом и отдельных его частей. Определяют цвет, величину и форму, запах отдельных частей растения.

Особенности ухода и содержания данного растения по сравнению с уже знакомыми: требования растения к теплу, освещению, воде; принадлежность растения к определенной группе (деревьям, кустарникам, травянистым растениям).

Таким образом, организуя процесс наблюдения в соответствии с вышеуказанными структурами и обобщенными схемами обследования, учитель осуществляет руководство восприятием детей по следующим направлениям:

Направление восприятия ребенка на определение объекта (узнавание, называние).

Объяснение, напоминание методики наблюдения (плана).

Руководство процессом целенаправленного наблюдения в соответствии с поставленной целью и планом.

Обсуждение результатов наблюдения.

Использование полученных результатов наблюдения в изобретательной деятельности, в играх и других видах деятельности [20, С.39-40].

Таким образом, во время экскурсий большая роль отводится наблюдениям младшими школьниками. Умению наблюдать ребенка необходимо специально обучать, поскольку это умение не может быть приобретено путем биологического наследования.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Персонализация образовательного процесса в высшей школе
Современный мир характеризуется безудержным ростом дисбалансов и противоречий, которые усиливаются и достигают критической массы в ходе глобализации и информатизации, идущих под знаком разрушительной потребительско-расточительной доминанты существования. Видные ученые и мыслители современности отме ...

Рекомендации по подготовке к контрольным и проверочным работам
1. Определите уровень своей подготовки по предмету. Внимательно, не торопясь, прочитайте вопросы, которые нужно изучить для подготовки к проверочной или контрольной работе. Карандашом или маркером отметьте вопросы, ответы на которые вы знаете хорошо и даже без подготовки можете на них ответить. Кар ...

Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию на познавательных играх-занятиях
Изучая особенности смыслообразования психолог В.К. Вилюнас обнаружил что личностные смыслы существуют в двух формах: эмоционально-непосредственной и вербализованной (словесной). Вербализованная форма ‑ это осознание обозначение того, что придаёт смысл ситуации; эмоционально-непосредственная & ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.009