Цель этой части наблюдения - отнесение данного предмета к определенной группе однородных предметов, а также установление причинных связей и отношений между наблюдаемыми предметами и явлениями, их частями и свойствами.
С этой целью учитель привлекает и использует в наблюдении детей их личный сенсорный опыт, полученный ими ранее (самостоятельно или под руководством учителя).
Четвертый этап - заключительный. Цель его - в подведении итогов и закреплении полученных представлений и знаний о предметах и явлениях.
Правильное построение структуры наблюдения, обучения детей приемам обследования является основой работы по развитию умения наблюдать и воспитанию наблюдательности.
Учитель руководит процессом наблюдения и воспитания детей в соответствии с обобщенной схемой обследования предмета.
Предлагаем примерные схемы наблюдения за животными и растениями:
Примерная схема наблюдения животного
В процессе восприятия дети, следуя указанию учителя (или самостоятельно), отмечают:
Особенности внешнего вида животного в целом и отдельных его частей. Выделяют и называют отличительные и сходные признаки внешнего вида наблюдаемого объекта сравнительно с другим хорошо известным им однотипным животным.
Особенности в поведении животного: повадки, движения, голос и другие жизненные проявления (образ жизни и питание на воле и вневоле). По этим признакам сравниваем с уже известным однотипным животным, отмечая и сходство, и различия.
Особенности и роль данного животного в жизни человека.
Примерная схема наблюдения растения.
Особенности внешнего вида растения в целом и отдельных его частей. Определяют цвет, величину и форму, запах отдельных частей растения.
Особенности ухода и содержания данного растения по сравнению с уже знакомыми: требования растения к теплу, освещению, воде; принадлежность растения к определенной группе (деревьям, кустарникам, травянистым растениям).
Таким образом, организуя процесс наблюдения в соответствии с вышеуказанными структурами и обобщенными схемами обследования, учитель осуществляет руководство восприятием детей по следующим направлениям:
Направление восприятия ребенка на определение объекта (узнавание, называние).
Объяснение, напоминание методики наблюдения (плана).
Руководство процессом целенаправленного наблюдения в соответствии с поставленной целью и планом.
Обсуждение результатов наблюдения.
Использование полученных результатов наблюдения в изобретательной деятельности, в играх и других видах деятельности [20, С.39-40].
Таким образом, во время экскурсий большая роль отводится наблюдениям младшими школьниками. Умению наблюдать ребенка необходимо специально обучать, поскольку это умение не может быть приобретено путем биологического наследования.
Особенности проектно-исследовательской деятельности
в дошкольных учреждениях
Несмотря на то, что реализация проектно-исследовательского метода наиболее характерна для осуществления работы с детьми школьного возраста, дети дошкольного возраста могут также эффективно ее осуществлять, поскольку их психологические особенности дают к этому все предпосылки: стремление к исследова ...
Особенности лексической стороны речи у детей со стертой дизартрией
В предыдущих главах нашего исследования мы рассмотрели онтогенез лексической системы при нормальном речевом развитии ребенка. Однако под влиянием различные неблагоприятных воздействий, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а так же в первые годы жизни ребенка могут приводить ...
Экскурсия как форма ознакомления школьников с окружающим миром
Научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней поможет метод целевых экскурсий в природу. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной приро ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.