Экскурсия - форма учебно-воспитательного процесса, которая позволяет наблюдать, а также непосредственно изучать различные объекты, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях.
Основная дидактическая цель экскурсий - формирование новых знаний главным образом путем непосредственных наблюдений за природными, социальными, производственными объектами и явлениями. На экскурсиях дети имеют возможность наблюдать изучаемые объекты и явления под непосредственным руководством учителя.
Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений, учащиеся учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой. Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы, т.е. изучение подлинных объектов и явлений природы, а не рассказов или книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности. На экскурсиях у учащихся формируются навыки самостоятельной работы. Планомерное проведение экскурсий развивает у учащихся навыки изучения своего края.
Экскурсии в природу - классическая форма изучения окружающей среды. На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно-познавательного значения, формирование грамотного поведения в природной среде. Ведущий метод изучения природы на экскурсиях - наблюдение. Именно наблюдение позволяет формировать у ребенка полное и четкое представление об объектах природы, выявлять связи, существующие между ними.
К специфическим признакам экскурсии относятся:
быстрое усвоение знаний учащимися при помощи передвижения в пространстве;
экскурсионность объекта;
способ синтетического изучения мира, преимущественно посредством анализа;
способ предметного изучения;
эмоциональность.
Таким образом, экскурсия развивает: умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта ("острота и точность взора"); сообразительность суждения; инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; а также способствует развитию тонкого и чуткого внимания.
Наблюдая по специальным заданиям предметы и явления в природе, дети не только накапливают определенный запас конкретных представлений, но и исследует объекты природы органами чувств. Тем самым они убеждаются, что предметы и явления природы действительно существуют, что окружающий мир объективен.
Процесс наблюдения на экскурсиях можно условно разделить на четыре этапа, каждый из которых служит достижению общей цели всего наблюдения.
Любые наблюдения начинаются с постановки цели, определения объекта и сообщения задания. На этапе начального обучения цели могут быть самые простые.
Первый этап - подготовительный. Важным условием успешности ведения наблюдений является разумный отбор объектов. Цель его - вызвать у детей интерес к объекту наблюдения. Во время экскурсий это достигается различными приемами:
краткая беседа ориентирует на новое (что дети узнают о предмете, на что обратить внимание). Например, во время экскурсии в парк учитель дает задание определить цвет, величину и форму, запах отдельных частей растения;
обращение к имеющемуся личному опыту детей (вспомнить, видели ли они это растение раньше, где видели, каким оно было тогда, что знаете о нем).
На данном этапе учитель указывает цель и задачи наблюдения и дает задание к предстоящему наблюдению.
Второй этап. В начале наблюдения произвольное внимание требуется направить и сосредоточить на наблюдаемом объекте, поддержать интерес, вызванный еще на первом этапе.
Известный прием возбуждения произвольного внимания у младших школьников - использование сюрпризности, загадочности, неожиданности. Но этого не всегда достаточно. С этой целью хорошо использовать художественный образ, загадку, поговорку, стихотворение, вопросы и указания. Все эти приемы направлены, в первую очередь, на постановку перед ребенком умственной задачи. Поиски решения этой задачи организуют, направляют и удерживают внимание ребенка на наблюдаемом объекте.
Например, на экскурсии в Первомайский парк г. Благовещенска можно встретить белку обыкновенную. Детям предлагается прослушать стихотворение о белке:
В сказке белочка "поет
Да орешки все грызет".
А в лесу у белочки
Много дел, забот!
Надо домик строить ей
Для себя и для детей,
От врага укрыться:
Ястреба, куницы.
Надо и грибочки
Развесить на сучки,
Индивидуально–дифференцированный подход в системе образования детей с
нарушениями зрения
Перед каждым учителем, работающим с детьми с нарушениями зрения, возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Ключевыми из них являются следующие: - как обеспечить успешность в обучении каждого учащегося; - как сохранить и укрепить здоровье р ...
Нравственность в воспитании и обучении за рубежом
На западе есть свой определенный взгляд на обучение и воспитание нравственности в учащихся. Так, например, за рубежом сильны стремления осуществлять воспитание вне политико – идеологических установок. Однако здесь есть небольшое несоответствие, опыт показывает, что подобное воспитание является скор ...
Общетеоретическая характеристика невербального компонента общения
Как пишет А.Пиз: «Кажется почти невероятным, что более чем за миллион лет эволюции человека невербальные аспекты коммуникации начали серьезно изучаться только с начала 60-х гг., а обществу стало известно об их существовании только после того, как Дж.Фаст опубликовал свою книгу в 1970 г.» Эта книга ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.