Проблемность в обучении следует рассматривать как одну из систем познания. Общая теория проблемного обучения находится в стадии становления, но его идеи активно применяются в практике работы передовых школ. Особенно большое распространение получило проблемное обучение на уроках физики, математики и других предметов по основам наук.
В трудовом обучении идеи проблемного обучения не нашли еще широкого применения. Объясняется это прежде всего тем, что многие учителя труда все еще не имеют высшего педагогического образования, а учителя-практики и даже учителя со специальным техническим образованием затрудняются в эффективном внедрении в учебный процесс идей проблемного обучения. Отсутствуют и методические, рекомендации по использованию на уроках труда элементов проблемности.
Все это приводит к тому, что проблемный подход на уроках труда почти не используется, а если и используется, то эпизодически и не всегда методически правильно. Более того, даже существует мнение, что систематическое применение его на уроках труда вообще невозможно. Однако изучение опыта работы передовых учителей труда противоречит такому мнению. Использовать проблемность в трудовом обучении можно и целесообразно. К сожалению, в методической литературе почти нет рекомендаций по этому поводу. Возникает необходимость рассмотреть вопрос достаточно подробно.
Проблемным обучение называют не потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают путем самостоятельного решения проблем. Тут имеет место и объяснение учителя, и репродуктивная деятельность учащихся, и решение задач, и выполнение учащимися упражнений.
«Проблемность свойственна процессу познания. Она строится на противоречиях, которые возникают в процессе изучения окружающих предметов, явлений и процессов. Ученый, изобретатель обнаруживает эти противоречия, опираясь на глубокие знания, опыт, интуицию. Обнаруженные противоречия вызывают у него определенное психологическое состояние, связанное с желанием устранить их. Такое состояние принято называть проблемной ситуацией. Возникает замысел, проблема, решая которую, ученый открывает новые закономерности, законы и т.д.».
Использование элементов проблемности на уроке означает сближение процессов познания и обучения. При этом обязательно должны учитываться возрастные возможности школьников. Обнаружить противоречия в учебном материале самостоятельно учащийся не может.
Лучшим средством для этого служат задания, которые вызывают у учащихся теоретическое или практическое затруднение, связанное с этим противоречием. Такие задания принято называть проблемными. Система заданий осмысливается, воспринимается и решается в ходе совместной деятельности учащихся и учителя. Очевидно, обучение при этом должно осуществляться в такой последовательности: постановка проблемного задания, организация проблемной ситуации, формулирование проблемы, решение ее, проверка полученных результатов и, наконец, обобщение, систематизация и закрепление их.
Итак, все начинается с проблемного задания. Оно может быть выдвинуто в форме вопроса, задачи или практического задания. Проблемная задача отличается от проблемного вопроса тем, что данные задачи представлены более широко, с использованием чисел, и решение, ведется не только путем логических рассуждений, а и с помощью соответствующих вычислений, более широких доказательств.
Проблемные практические задания также включают известное и неизвестное, но они связаны со способами действия. В результате выполнения такого задания учащийся должен найти новый способ действия либо применить известный в новых условиях.
На практических занятиях проблемный способ обучения может быть реализован в виде анализа конкретных ситуаций или деловой игры. При анализе ситуаций процесс обучения управляется преподавателем и предопределяется заранее разработанным сценарием. Преподаватель разбирает действия учащихся, дает им оценку, на основании чего и происходит обучение правильным действиям.
Деловая игра - это саморегулируемая имитационная модель конкретной задачи с непрерывно меняющимися условиями. В решении задачи участвуют несколько участников, имеющих несовпадающие цели и заинтересованных в нахождении оптимального решения. Для реализации деловой игры необходим сценарий, соответствующее информационное и методическое обеспечение. Роль преподавателя при этом заключается в координации действий участников и общем управлении процессом.
Принцип наглядности
Наглядность обучения и воспитания предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятии, образов, так и постоянную опору на свидетельства всех других органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью. В процессе физического воспитания нагляд ...
Исследование особенностей межличностного взаимодействия в подростковом
возрасте как составляющей педагогического взаимодействия
Педагогическое исследование проводилось на базе 15-той школы г. Канска, в 9 «в» классе. В исследовании принимали участие двадцать три человека. Цель исследования заключалась в изучении особенностей межличностного взаимодействия подростков как составляющей педагогического взаимодействия. В исследова ...
Характеристика психофизического развития детей
среднего школьного возраста
Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 11 до 15 лет (V–IX классы) . Как указывает Эльконин Д.Б. (1999) – данный возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии, т. к. он связан с процессом полового созревания и является критическим в биологическом ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.