Педагогика и образование » Формирование здорового образа жизни воспитанников коррекционной школы как важное направление деятельности социального педагога » Модели формирования здорового образа жизни детей и подростков

Модели формирования здорового образа жизни детей и подростков

Страница 3

- экологические, обуславливающие адекватное для ЗОЖ состояние окружающей среды и рациональное природопользование;

- личностные, ориентирующие каждого конкретного человека на формирование, сохранение и укрепление своего здоровья и устанавливающие ответственность личности за своё здоровье.

Представленный далеко не полный перечень факторов, обеспечивающих поддержку здоровья граждан, предполагает координацию усилий ведомств и структур, компетентных за решение тех или иных аспектов здоровья. Имеющиеся в настоящее время программы формирования ЗОЖ часто ориентированы лишь на медицинские аспекты здоровья, не учитывают психолого-педагогические проблемы развития личности, её индивидуальные, типологические, возрастные и половые особенности. Именно на учёт данных факторов ориентирована социально-педагогическая модель формирования ЗОЖ.

Если объединить достоверную медицинскую информацию, даваемую профилактической (медицинской) моделью, навыки, требующиеся для принятия решений, развиваемые в рамках образовательной модели, дающей психологическую поддержку, и поддерживающее здоровый образ жизни окружение, обеспечиваемое элементами радикально-политической модели, возникает социально-педагогическая модель. Нет сомнения в том, что для успеха школьного обучения здоровому образу жизни должны быть выполнены все эти условия. В этой модели отражены все социальные, педагогические и психологические воздействия, которым подвергается индивид. Она обеспечивает взгляд на личность с точки зрения её социализации и ресоциализации. Главным положением здесь является педагогизация окружающей среды – обеспечение позитивного и компенсация негативного влияния факторов среды на человека путём социально-педагогической деятельности.

Социально-педагогическая деятельность в области формирования ЗОЖ – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребёнку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации. В процессе обучения личность приобретает социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой её частью.

Социально-педагогическая модель формирования ЗОЖ предусматривает создание условий формирования жизненных ценностей с установкой на здоровый образ жизни, то есть создание программной системы организованной деятельности, в которой создаются условия, конкретные формы и способы в соответствии с поставленными целями и задачами, предполагая разнообразную, достаточно свободную, творчески самоуправляемую деятельность ученика, сотворчество, партнёрское взаимодействие. Социально-педагогическая модель призвана объединить усилия всех взрослых, окружающих ребёнка (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определённая культура поведения и соответствующий стиль жизни.

Всю свою деятельность по формированию здорового образа жизни социальный педагог проводит с учётом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей детей и взрослых. При этом особое внимание следует уделять таким возрастным этапам, как дошкольный, подростковый и юношеский, когда имеет место особенно интенсивный рост и перестройка функционального состояния всех систем жизнедеятельности развивающегося организма. Обязательными также являются научно-обоснованные представления о стадиях полового развития девочек и мальчиков. Существенное значение имеет и правильная оценка ситуации в семье, группе детского сада, классе школы, неформальном объединении и клубе подростков.

Социально-педагогическая модель формирования ЗОЖ сочетает нравственное просвещение и практическую деятельность школьников, а также в этой деятельности специально проецируются, координируются нравственные отношения детей друг с другом, с коллективом, с обществом. В этих условиях дети не просто усваивают сумму правил и норм ЗОЖ, но и накапливают личный опыт соответствующего поведения, привычек, превращающихся в мотивы поведения и убеждения.

Социально-педагогическая модель формирования ЗОЖ предусматривает поэтапное формирование здорового образа жизни:

Усвоение знаний о здоровом образе жизни, профилактике заболеваний.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Содержание и научно-методический анализ учебного материала. Блок-схема. Основные понятия и законы. Место и роль темы в курсе физики
Тема "Основы электродинамики" занимает важнейшее место в курсе физики, на ее изучение отводится 30% от общего времени. Основы закладываются в основной школе в 8 классе. От уровня усвоения темы зависит ее дальнейшее понимание при последующем изучении, в 10 или 11 классе, в зависимости от в ...

Общие и отличительные черты воспитания в Афинах и Спарте
Античная культура зародилась приблизительно в Ш тысячелетии до н. э. и престала существовать в V в. В ее рамках получили развитие школьные формы обучения, появились новые типы школ, система образовательных учреждений, философами Античности были сформулированы идеи и концепции воспитания и обучения ...

Генезис высшего образования: его цели и ценности
Среднее образование в Древней Греции было представлено двумя институтами: гимнасиями и эфебией (учреждением, завершающим систему среднего образования). Эфебия служила не столько целям образования (получению новой информации), сколько приобретению практических навыков. Юноши, проявившие способности ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0123