Здоровье человека – это его способность сохранять соответствующие возрасту и полу психофизиологическую устойчивость в условиях постоянного изменения количественных и качественных единиц структурной и сенсорной информации.
Образ жизни, по-латыни «модус вивенди», - это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.
Факторами внешней среды бывают: физические (давление, излучение, температура), химические (пища, вода, ядовитые вещества), биологические (растения, микроорганизмы, животные), психические (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, прикосновение, обоняние, вкус, слух и вызывающие положительную или отрицательную реакцию). Человечество пришло к выводу, что неумеренность в еде, злоупотребление алкоголем, малоподвижный образ жизни снижают ресурс здоровья, в то время как занятие спортом, рациональное питание, закаливание повышают его. И чем раньше у человека сформируется мотивация, т.е. осознанная необходимость, заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек в частности и общество в целом.
Первую книгу о здоровом образе жизни написал древнекитайский мудрец Лао Цзи, и называлась она «Дао дэ дзен» - «Правильный путь». Было это около пяти с половиной тысяч лет назад. Невозможно перечислить, сколько книг на эту тему вышло за всю последующую историю человеческой мысли, но все авторы всегда хотели одного: чтобы их читатели были здоровы и счастливы. В последние десятилетия предпринимались попытки создания в школах службы здоровья, предлагались и апробировались различные формы и технологии профилактики укрепления здоровья.
Здоровье – категория резервов жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Такие резервы, жизнеспособность формируются в процессе воспитания. А это область педагогики. Значит, здоровье – категория педагогическая. Здоровье либо укрепляется, либо утрачивается в процессе воспитания человека в семь и в школе.
Проблема здоровья, развития и воспитания детей остается важнейшей государственной проблемой. Обучение ЗОЖ, формирование ценности здоровья в представлениях подрастающего поколения – актуальная задача школы. Школа должна и может помочь ребенку понять, что здоровье – это ценность, а главным резервом здоровья человека является его образ жизни, а так же дать ученику необходимые знания, помочь сформировать навыки ЗОЖ.
В соответствии с результатами социально-педагогических исследований здоровый образ жизни трактуется как типичная совокупность форм и способов культурной повседневной жизнедеятельности личности, объединяющей нормы ценности регулируемой ими деятельности, способствующие полноценному выполнению учебно–трудовых, социальных и биологических функций. Здоровый образ жизни является неотъемлемой частью гуманитарной культуры учащегося, отражая богатство его духовного мира, жизненных целей и ценностей ориентации.
Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидов всех социальных, психологических и физических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в создании причины и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте зависит вся последующая деятельность, приветствующая или способствующая раскрытию потенциала личности. Молодое поколение наиболее восприимчиво к различным формирующим и обучающим воздействием. Роль социального педагога в воспитании культуры здоровья трудно переоценить.
В последние годы активизировались научные исследования феномена здорового образа жизни, а так же проблемы формирования ЗОЖ учащихся в системе образования, которая является предметом профессионального интереса специалистов, работающих в области социальной педагогики.
Однако, не решенной остается задача поиска эффективных методов, приемов, технологий, адекватных форм организации социально-педагогической деятельности и ее содержания, что имеет большое практическое значение для формирования здорового образа жизни у учащихся.
Анализ научной литературы и существующей практики в рассмотрении проблемы формирования здорового образа жизни у учащихся школ выявил противоречие между объективной необходимостью формирования у учащихся школы основ здорового образа жизни и недостаточной разработанностью организационно-методического обеспечения этого процесса в период обучения в общеобразовательной школе. ЗОЖ как способ и цель жизни воспитуемых остается больше декларируемым, нежели реализуемым.
Невысокий уровень финансирования образования, скудная материально техническая база школ, особенно в сельской местности, перегруженность учащимися учебных заведений не позволяет организовать учебно-воспитательный процесс на уроке в соответствии с гигиеническими требованиями, использовать средства, снижающие чрезмерную интенсивность умственного труда школьников и утомительность учебной нагрузки.
Таким образом, актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность социально-педагогических аспектов формирования здорового образа жизни у учащихся определили проблему исследования: каковы формы, содержание, педагогические условия формирования здорового образа жизни у школьников в работе социального педагога коррекционной школы?
Объект исследования: здоровый образ жизни воспитанников коррекционной школы как важное направление деятельности социального педагога.
Предмет исследования: деятельность социального педагога, по формированию здорового образа жизни воспитанников коррекционной школы.
Цель исследования: изучить особенности социально-педагогической работы по формированию здорового образа жизни воспитанников коррекционной школы.
Задачи исследования:
Изучить концепцию здорового образа жизни школьников и нормативно-правовую базу ее определяющую.
Рассмотреть модели формирования здорового образа жизни детей и подростков.
Изучить сущность деятельности социального педагога коррекционной школы по формированию здорового образа жизни воспитанников.
Представить опыт деятельности социального педагога по формированию здорового образа жизни воспитанников.
Методы исследования:
- теоретические: анализ социально-педагогической, психолого-педагогической и медицинской литературы, моделирование процесса обучения здоровому образу жизни учащихся школы.
- эмпирические: изучение документации, беседа, тестирование, анкетирование, анализ полученных в ходе эксперимента результатов.
Исследования были проведены в коррекционной (специальной) школе – интернат VIII вида г. Городца, Нижегородской области. Участие в анкетировании принимали учащиеся 7 класса, в количестве 8 человек, в возрасте 15-16 лет.
Воспитательный потенциал семьи
Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации. Среди многообразия ...
Виды дидактических игр
Много игр с готовым содержанием и правилами создается в настоящее время педагогами. Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры-упражнения. Для дидактической игры характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Существенным элементом дидактической ...
Структура, содержание и виды сюжетно – ролевой игры
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Выдающийся исследователь в области п ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.