Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Всё это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста невозможно без активных физкультурных занятий.
В связи с тем, что пик естественного развития приходится на школьный возраст, основные физические способности и функциональные возможности организма можно эффективно повысить именно в школьном возрасте. Этот период является сенситивным по отношению ко всем физическим качествам человека. Позднее развивать те или иные качества удается с трудом.
Физические способности детей за время обучения в школе в целом значительно прогрессируют. Однако в определённые годы темпы развития некоторых из них то увеличиваются, то уменьшаются. Это обусловлено закономерностями возрастных изменений: форм и функций организма на различных этапах его роста и созревания. Величина и направленность этих изменений во многом зависит от условий жизни, общего режима деятельности школьников и особенно от педагогически целенаправленных воздействий на обучение их двигательным действиям.
Кроме того, школьный возраст считается наиболее благоприятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам, что позволяет в дальнейшем значительно быстрее приспосабливаться выполнять освоенные движения в разнообразных условиях двигательной деятельности.
Задачами обучения двигательным действиям в среднем школьном возрасте являются: совершенствование приобретённых на предыдущем этапе двигательных умений и навыков, исходя из возрастающего уровня функциональных возможностей организма, обогащение двигательного опыта путём обучения новым двигательным действиям, предусмотренным школьной программой.
Многогранность задач, решаемых в среднем возрасте, позволяет:
1) содействовать гармоничному физическому развитию, закреплению навыков правильной осанки и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитанию ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения правил личной гигиены;
2) осуществлять дальнейшее обучение основам базовых видов двигательных действий (лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка, плавание);
3) продолжать развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, гибкости и силы) способностей;
4) формировать основы знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма; развивать волевые и нравственные качества; вырабатывать представления о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
5) углублять представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий и оказании первой помощи при травмах;
6) воспитывать привычки к самостоятельным занятиям в свободное время физическими упражнениями, избранными видами спорта;
7) вырабатывать организаторские навыки приведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
Метод проблемного изложения в обучении географии
Назначение этого метода – показать учащимся сложные познания, движение к истине, продемонстрировать образец доказательного решения какого-либо вопроса. Учитель сам ставит проблему, четко ее формулирует перед учащимися и решет ее сам, раскрывая ход рассуждения ученых. Школьники мысленно следят за хо ...
Общепедагогические и дидактические взгляды Толстого
Вопрос о содержании обучения в народной школе Л. Н. Толстой решал в разные периоды своей педагогической деятельности различно и противоречиво. В первом периоде он считал достаточным «Марфутку и Тараску выучить хотя немножко тому, что мы сами знаем», имея в виду обычную программу школы того времени ...
Социальный паспорт класса
Социальный портрет 10 «а» класса составлен на основе анализа классного журнала, личных дел, дневников учащихся, личного наблюдения и бесед с учащимися. В классе учатся 25 учеников: 14 девочек и 11 мальчиков. Большинство детей в классе из полных, благополучных семей. Большинство учащихся по состояни ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.