Обучение в процессе физического воспитания обеспечивает одну из сторон – физическое образование, под которым понимается «системное усвоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путём необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний» (Л.П. Матвеев, 1983).
В процессе физического воспитания занимающихся обучают различным двигательным действиям в целях развития способности управлять своими движениями, а также в целях познания закономерностей движений своего тела. Обучают также правильному выполнению движений, используемых в качестве общеразвивающих упражнений для управления физическим развитием. И, наконец, учащихся обучают технике двигательных действий, необходимых в труде, быту или на спортивной тренировке.
При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык.
Умение и навык отличаются друг от друга степенью их освоенности, т.е. способами управления со стороны сознания человека.
Нервная система играет важную роль в формировании двигательных навыков. Исследования, выполненные под руководством П.К. Анохина, показали, что некоторые действия ребёнка жестко запрограммированы и запускаются как автоматическая последовательность; другие – вариабельные и видоизменяются в процессе реализации. Нервные центры, находящиеся на разных эволюционных уровнях, но предназначенные для одного и того же действия, созревают почти одновременно. Центры, организующие одну и ту же функцию, объединяются в функциональную систему. В этом заключается принцип системогенеза, сформулированный П.К. Анохиным: для каждой функциональной системы есть свои сроки созревания, поэтому участки мозга, находящиеся на одном уровне, могут созревать неодновременно, если они относятся к разным функциональным системам.
В любом действии можно выделить три функциональных компонента: ориентировочный, собственно исполнительный и контрольный. Они тесно связаны между собой и представлены одновременно в процессе выполнения действия. Объединяет их «функциональная система поведенческого акта». Под этим подразумевается целостная совокупность функциональных механизмов и процессов, которая складывается в ходе и в результате построения действия при ведущей роли высших отделов центральной нервной системы и обеспечивает консолидацию всех систем организма, участвующих в его осуществлении (в том числе физиологических механизмов программирования действия, эффекторных и обратных связей в управлении движениями, систем сличения параметров действия с заданной программой, выявления рассогласований и коррекции действия).
Эффективность обучения двигательным действиям зависит от того, насколько соблюдается в нем объективная последовательность действия и соответствующих компонентов функциональной системы в целом.
При формировании двигательного действия возникает первоначальное двигательное умение. Оно представляет собой действие, не доведённое до значительной степени автоматизации.
Для выработки первоначального умения характерно наличие следующих факторов:
– постоянная концентрация внимания в процессе выполнения действия;
– относительно невысокая степень участия двигательных автоматизмов в управлении движением;
– относительная изменчивость техники движений, а иногда нарушение её;
– маловыраженная слитность движений и обусловленная этим растянутость во времени.
Двигательные умения и двигательный навык являются последовательными ситуациями на пути формирования двигательного действия. В результате неоднократного повторения двигательное умение автоматизируется и превращается в двигательный навык.
Двигательный навык – одна из форм двигательных действий ребёнка. На основе знаний и опыта он приобретает умение выполнять то или иное двигательное действие, научается практическим способам и приемам его применения. При неоднократных повторениях умение переходит в навык. Двигательный навык представляет собой такие формы двигательных действий ребенка, которые характеризуются явлениями автоматизации и приобретаются в результате обучения или жизненной практики. Таким образом, двигательный навык – автоматизированная форма приобретенного двигательного действия. Автоматизированное действие «осознанно по слову» (А.И. Пуни), т.е. ребенок должен объяснить последовательность выполняемого упражнения. Эту способность он приобретает при правильном методическом обучении. Навык возникает на основе умения и вместе с тем является основой для возникновения новых умений.
Реализация предложений, изложенных в Белой Книге
После представления Белой Книги Парламенту 22 января 2003 года начался процесс реакции различных общественных институтов и групп на “предложения” правительства. Вершиной всего процесса стал доклад Комитета по образованию и профессиональной подготовке Палаты Общин, в котором были отражены почти все ...
Значение оценки в становлении мотивации учебной деятельности
Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным образом в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не толь ...
Экономические задачи в обучение информатике
В процессе обучения учащиеся старших классов экономического профиля вынуждены будут сталкиваться с рядом экономических задач, решение которых может осуществляться как вручную, так и при помощи информационных технологий. Применение информационных технологий в финансовых расчетах позволяет значительн ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.