Для уровня «С» характерна возможность варьировать действия без ущерба для точности движения. При этом обязательно достигается конечный результат. Для этого уровня характерна также вариативность и взаимозаменяемость двигательных компонентов, а также переключаемость движения с одного органа на другой (так, выучившись писать правой рукой, ребенок, в случае необходимости, переносит этот навык и на левую руку).
При этом могут переключаться и сами приемы движений: до оделенного предмета ребенок может пройти, пробежать, проползти, допрыгать на одной или двух ногах.
Уровню «С» присуще еще одно очень важное качество: способность к модификации движений, т.е. поиск ребенком новых путей и возможностей в осуществлении незнакомых действий. Это качено незаменимо в процессе обучения, в процессе создания нового двигательного навыка, нового умения.
Какие же самостоятельные движения осуществляются на уровне С»? Количество их настолько велико, что перечислить невозможно. Н.А. Бернштейн выделяет лишь основные группы этих; движений:
1) перемещение, передвижение всего тела в пространстве – ходьба, бег, лазание, ползание, плавание, ходьба по канату, на лыжах, на коньках, езда на велосипеде, гребля, прыжки вверх, в длину, в глубину, джигитовка;
2) «нелокомоторные» передвижения всего тела в пространстве – различные упражнения на гимнастических снарядах, акробатика;
3) движения – манипулирование с пространством – отдельных частей тела, чаще всего рук: прикосновения, указывающие жесты;
4) перемещение вещей в пространстве – схватывание, ловля движущегося предмета, перекладывание его, перенос, наматывание, подъем тяжести и т.д.;
5) все баллистические движения – метание, игра в теннис и городки;
6) движения прицеливания – установочно-выжидательные движения вратаря в футболе и хоккее;
7) подражательные и копирующие движения – срисовывание, изображение предмета или действия жестами, т.е. изобразительная пантомима.
Уровень «С» играет важную роль в спортивных, акробатических видах движений. В нем мало трудовых движений, которые требуют деления действий. Трудовые действия совершаются на более высоких уровнях «Д» и «Е». Таким образом, уровень «С» – это связующее звено между действиями, движениями и тем пространством, в котором живет и действует ребенок.
Уровень четвертый – «Д»:
регулирует действия, которые присущи исключительно человеку. Эти действия обеспечиваются область больших полушарий головного мозга.
Сложность уровня «Д» настолько велика, а знания о нем настолько малы, что до настоящего времени выяснить все функции уровня не представляется возможным. В выполнении движений уровня «Д» главное – смысловая сторона действия с предметом.
Органы чувств (зрение, осязание и т.п.) получают и передают в мозг все сведения о предмете и помогают определить, что именно и в какой последовательности можно и нужно делать с этим предметом. Важно, что уровнем «Д» оценивается не его размер, вес, цвет, а его топология – схема, объясняющая качественны; соотношения отдельных частей предмета.
Принцип топологичности относится не только к самим предметам, но и к действиям, совершаемым на уровне «Д». Их осуществление происходит по единой схеме (снять, завязать и т.д., хот выполнение этих действий предполагает множество способов). Злее; важна не только очередность каждого из элементов действия, но определенное время, затрачиваемое на отдельную операцию. Получающийся таким образом цепной процесс и обеспечивает смысловое действие, например: надеть и застегнуть пальто, смазать лыж; мазью и т.п.
Именно уровень «Д» обеспечивает не просто перемещение предмета, а смысловое использование его с целью изменить окружающую действительность, максимально приблизить ее к той модели «желаемого будущего», которую ребенок создает мысленно перед, началом каждого действия.
Отличительное качество всех действий этого уровня – их высокий автоматизм, т.е. они выполняются без активного контроля сознания, что, конечно, возможно лишь после многократных упражнений и тренировок.
Другая важная особенность этого уровня связана с различием в действиях правой и левой рук. На всех уже перечисленных ране, уровнях эта разница была практически незаметной. И во врем: ходьбы, и при захватах любого предмета обе руки действуют одинаково, и левая рука легко заменяет правую.
Дидактические упражнения для развития пространственных представлений
Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их - упражнять детей с ...
Аспекты изучения грамматического строя
Психофизиологическое объяснение формируемых у человека языковых процессов, взаимодействие между мозгом и языком как между двумя материальными системами отражено в рефлекторной теории И.М. Сеченова, И.П. Павлова, а также их последователей. И.М. Сеченов в рефлекторную работу мозга включил все аспекты ...
Восприятие пространства детьми раннего возраста
Изучению особенностей развития восприятия пространства у детей раннего возраста посвящены многие исследования. Они показывают, что восприятие пространства возникает уже тогда, когда ребенок в возрасте четырех-пяти недель начинает фиксировать глазами предмет на расстоянии 1—1,5 м. Перемещение взора ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.