Педагогика и образование » Организация самостоятельной работы по физике в основной школе » Индивидуальные учебные задания по физике

Индивидуальные учебные задания по физике

Несомненна роль индивидуальных заданий в развитии у учащихся самостоятельности, инициативы, в воспитании у них интереса к чтению дополнительной, научно-популярной литературы, в развитии творческих способностей школьников и в приобщении их к исследовательскому труду.

Содержанием индивидуальных заданий по физике в школе может быть:

1) более глубокое изучение отдельных вопросов курса по сравнению с тем, как они изложены в учебнике;

2) наблюдения в природе, в учебных мастерских и на производстве;

3) опыты в домашних условиях, в кабинете физики, на учебно-опытном участке;

4) решение физических задач повышенной степени трудности по сравнению с теми, которые решаются в классе;

5) конструирование приборов;

6) сбор материала для коллекций;

7) выполнение измерений и другие практические работы в связи с проведением экскурсий;

8) подготовка сообщений и докладов, с которыми нужно выступить на предстоящем уроке.

Индивидуальные задания могут быть кратковременными и носить эпизодический характер.

Темы некоторых заданий возникают в процессе изучения отдельных вопросов курса в связи с экскурсиями и работой учащихся на учебно-опытном участке, в связи с выходом в свет новой научно-популярной литературы, появлением в периодической печати новых сообщений о достижениях в области физики и техники.

Постепенно разрабатывается система заданий по всему курсу физики. Разумеется, что она не остается без изменений. Темы, не оправдывающие себя в педагогическом отношении, исключаются, другие — видоизменяются. Одновременно появляются новые темы.

Важное значение имеет вручение тем. Здесь, как и при распределении тем докладов для конференции, должен быть дифференцированный подход к учащимся. Во всех случаях не следует допускать перегрузки учащихся. Объем работы должен быть таков, чтобы учащиеся справлялись с ее выполнением в течение времени, предусмотренного для подготовки домашних заданий по предмету.

В отдельных случаях выполнение задания увлекает учащихся настолько, что постепенно содержание работы выходит за рамки учебных занятий и продолжается по линии внеклассной работы. Чаще всего это наблюдается при выполнении заданий, связанных с постановкой опытов и наблюдений, с изготовлением и конструированием приборов. Проявившийся в этих случаях интерес нужно всемерно поддерживать и развивать.

Разумеется, что при организации индивидуальных заданий функции учителя не ограничиваются сообщением темы задания. Если выполнение задания рассчитано на длительный период, необходимо время от времени проверять, как выполняются задания, и консультировать учащихся.

Выполнение каждого индивидуального задания должно быть проверено. Формы проверки зависят от содержания работы. Результатом выполнения задания может быть сообщение или доклад, которые заслушиваются на обычном уроке или учебной конференции. Если в задачу работы входило изготовление прибора, учащийся объясняет его устройство и демонстрирует прибор в действии на уроке — при изучении или повторении соответствующих вопросов курса. В некоторых случаях о выполнении работы учащиеся представляют письменные отчеты, рефераты. А если работа вышла за рамки учебных занятий, результаты ее докладываются на занятиях физического кружка. Наиболее интересные работы следует отбирать для внутри школьной выставки.

Еще по теме:

Основные формы мышления
Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие – это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений. Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на д ...

Особенности развития самосознания в младшем школьном возрасте
Особенности самосознания, по мнению И.И. Чесноковой, зрелой, относительно сформировавшейся личности можно понять только на основе анализа этапов становления детского самосознания. В психологии нет единого мнения к периодизации становления самосознания. На проблему развития самосознания в детском во ...

Педагогическое общение в структуре деятельности современного педагога дополнительного образования
В нашей работе неоднократно отмечалось, что потребность в коммуникации являлась фундаментальной для человека, имеет первостепенное значение в процессе воспитания и обучения человека. Так, без него в принципе невозможен процесс передачи социального опыта от одного поколения другому В школьном возрас ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0098