Для выявления эффективности разработанной методики на уроках биологии раздела «Человек» на завершающем этапе исследования была осуществлена проверка результатов формирующего эксперимента, их оценка и интерпретация. В педагогическом эксперименте участвовали школьники 8-х классов ОУ №32. В школе уроки проводились в двух параллельных классах, один из которых являлся экспериментальным, в котором работа проводилась по разработанной методике, второй – контрольный.
В качестве критериев развития исследовательских умений, в соответствии с выделенными ранее компонентами, нами были определены мотивационный, содержательный и операционный критерии. При анализе уровня их развития мы выделяли 4 уровня: IV – высший уровень, III – высокий уровень, II – средний уровень, I – низкий уровень.
Высший уровень можно определить следующим образом: проявляется интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к решению проблемы, владение исследовательскими умениями и знаниями, необходимыми для исследования, высокая доля самостоятельности.
Высокий уровень обладает следующими характеристиками: устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно исследование. Учащийся имеет определенные знания об исследовании, владеет многими умениями его осуществления, демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы.
Средний уровень характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностей с помощью учителя находить проблему и предлагать различные варианты ее решения. На этом этапе учащиеся способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью учителя. Наблюдается владение основами знаний по организации исследования, некоторыми простыми исследовательскими умениями.
Низкий уровень мы определяем как уже имеющийся, сформировавшийся на основе спонтанного исследовательского опыта детей и учебных умений, полученных за все время обучения. Этому уровню можно дать следующую характеристику: низкий уровень проявления интереса к ведению исследования, отсутствие знаний и умений, необходимых для исследования. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Ученик редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений.
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о достаточной эффективности разработанной методики развития исследовательских умений на уроках раздела «Человек» (табл. 3).
Таблица 3
Анализ развития исследовательских умений
Критерии развития исследовательских умений |
Классы |
Уровни | |||
IV |
III |
II |
I | ||
% |
% |
% |
% | ||
Мотивационный |
Э |
65,5 |
18,6 |
10,7 |
5,3 |
К |
49,5 |
22,9 |
18,7 |
8,9 | |
Содержательный |
Э |
10,4 |
53,7 |
28,5 |
7,4 |
К |
7,9 |
54 |
28,7 |
9,4 | |
Операционный |
Э |
57,6 |
19,1 |
16,2 |
7,1 |
К |
38,4 |
28,3 |
22,3 |
11 | |
Итого |
Э |
44,3 |
30,5 |
18,5 |
6,6 |
К |
31,8 |
35 |
23,2 |
9,8 |
Индивидуальные недостатки ребенка
Причиной неуспеваемости также могут являться индивидуальные недостатки ребенка. Многие из них исправляются именно в труде, и, прежде всего в труде. Коллективная работа преодолевает эгоизм ребенка и его изолированность от коллектива, способствует росту его социального статуса и веры в себя, помогает ...
Логопедическая работа по формированию связной речи младших школьников с
интеллектуальной недостаточностью
Логопедическая работа по формированию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью проводилась с 26.09.09 по 2. 05. 10 с использованием авторской программы Р.И. Лалаевой. Направления логопедической работы по подгруппам по формированию связной речи у младших школьников с инт ...
Дидактические принципы Я.А. Коменского по работе «Великая
Дидактика»
Принцип наглядности Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию еще и явлений. Им было провозглашено «золотое правило»дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприя ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.