Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного восприятия детей в целом, а также от уровня образовательной работы в группе.
Много полезных рекомендаций о приёмах педагогического руководства театрализованными играми содержится в работах Р.И. Жуковского, Н.С. Карпинской, А.С. Фурминой. Чтобы разобраться в сути предлагаемых приёмов следует иметь в виду те особенности, которые складываются при формальном отношении педагога к театрализованным играм. При таком отношении функции воспитателя сводятся к тому, чтобы предложить детям литературное произведение и обеспечить необходимыми атрибутами. При формальном руководстве игры лишены творчества, а значит, их развивающее значение сводится к минимуму.
В основу руководства театрализованными играми следует положить работу над текстом литературного произведения. Р.И. Жуковская советовала педагогу преподносить детям текст произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать их в несложный анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей.
В старших группах перед игрой проводится беседа по содержанию. Внимание детей заостряется на том, что делали персонажи, как делали, почему делали.
Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды. Детям предлагают изобразить отдельные эпизоды из прочитанного произведения. В другом случае требуется выбрать любое событие из сказки и молча разыграть его. Остальные - зрители - угадывают, какой эпизод представлен. Интересны этюды, в которых дети выполняют движения под фрагменты музыкального произведения.
Благодаря таким комплексным игровым импровизациям у ребёнка постепенно развиваются художественные способности, без которых театрализованная игра лишена красок и выразительности.
Стремление к творчеству возрастает, если у ребёнка что-то хорошо получается: удачно сказал реплику зайца, выразительно передал огорчение. Педагог не только говорит о достигнутых ребёнком успехах, но обязательно привлекает внимание других детей. Для остальных это может служить образцом для подражания, стимулом для проявления активности.
По ходу игры педагог, замечая бедность выразительных средств у кого-то из играющих напоминает о чувствах, настроении героя, указывает на допущенные неточности. Вопросы, советы, напоминания приучают ребёнка следить за своим игровым поведением, действовать согласованно с партнёрами, ярче изображать роль, используя движения рук, головы, туловища, мимику, речевые выразительные средства.
Организация театрализованной игры начинается с отбора произведения, в котором обязательно участвуют дошкольники.
Основные требования к организации театрализованных игр:
содержательность и разнообразие тематики;
постепенное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса;
максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игры;
сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на этих этапах организации театрализованной игры.
Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов соответствуют возрасту и умениям детей.
В старшем возрасте дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка - всё это создаёт благоприятные условия для проведения театрализованных игр на основе сказок.
Наблюдая за играми старших дошкольников, Д.Б. Менджерицкая отмечала: "такая игра сложнее для ребёнка, чем подражание событиям из жизни, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев, их поведение, выучить и запомнить текст произведения"
С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов, персонажей организуется разнообразная художественно-творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по темам произведения. Закончив работу, дети представляют сказку по своим работам. Таким образом отпадает необходимость в специальном запоминании текста.
Дети очень любят возвращаться к воспоминаниям о театрализованной игре, поэтому хорошо, если есть возможность запечатлеть её с помощью фотоаппарата или видеокамеры. Просмотр видеозаписи доставляет всем большое удовольствие, вызывает обмен впечатлениями, мнениями. Иногда ребёнок замечает свои промахи, критически оценивает отдельные моменты игры, что очень важно для дальнейшего совершенствования игровых умений.
Итак, основная цель педагогического руководства - будить воображение ребёнка, создавать условия для того, чтобы как можно больше выразительности, творчества проявили сами дети.
Животные уголка природы
Беспозвоночные животные. Рассмотрим беспозвоночных животных, которых рекомендуется держать в уголках живой природы детских садов. Начнем с моллюсков — катушки, лужанки и физы, которых целесообразно держать в аквариумах вместе с рыбами. Катушка водится в болотах и прудах. Тело свое она прячет в рако ...
Роль игры в развитии личности умственно отсталого ребенка
Длительное время в России дети с умственной отсталостью находились в ведении Министерства социального обеспечения. По сути дела, забота о них сводилась к поддержанию их физического существования. Однако в последние годы ситуация изменилась: возник интерес к воспитанию, обучению и развитию детей с и ...
Актуальность педагогических взглядов Л.Н. Толстого в
контексте воспитательной работы с младшими школьниками
Свои представления о том, кто имеет право и должен создавать школы для народа и как в них следует воспитывать и учить детей, Л.Н. Толстой изложил еще в своих первых статьях, опубликованных в 1859—1862 годах в журнале «Ясная Поляна». Статьи вызвали огромный интерес и оживленную полемику оригинальной ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.