Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребёнка, говорит его голосом. Когда-то он был и нашим миром, но мы ушли оттуда и назад пути нет.
Мир детства, внутренний мир ребёнка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей со взрослыми в единое целое. И если ребёнок начинает доверять вам, верить - значит можно творить, фантазировать, воображать.
Выдающийся режиссёр и актёр К.С. Станиславский в своей книге "Работа актёра над собой", характеризуя детскую игру говорит, что игра ребёнка отличается верой в подлинность и правду вымысла [5, c.3]. стоит ребёнку только сказать себе "…как будто бы", и вымысел живёт уже в нём. При этом у ребёнка замечается ещё одно свойство: дети знают, чему они могут верить и чего не надо замечать.
В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учиться жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), т.е. умения держать себя в обществе.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как то сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать. Этому поможет театр. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Они полезны детям, поскольку развивают качества и формируют навыки, необходимые любому культурному и творчески мыслящему человеку, способствуют развитию интеллекта, активизируют познавательный интерес, расширяют знания ребёнка об окружающем, готовя его к тонкому восприятию различных видов искусств. Не являясь курсом актёрского мастерства, театрализованные игры готовят детей к действию в сценических условиях, где всё является вымыслом. К.С. Станиславский призывал актёров учиться вере и правде игры у детей, поскольку "дети очень серьёзно искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять своё отношение к предметам, месту действия и партнёрам по игре". Поставленные в ряд стулья могут превратиться в салон автобуса или самолёта, мамино платье - в бальный наряд принцессы, а комната становится сказочным лесом, то королевским замком.
Проблемами развития театрализованной игры в дошкольном возрасте занимались следующие учёные: Менджерицкая Д.В., Шульга О., Петрова Т.И., Петрова Е.С., Сергеева Е.Л., Артёмова Л.В., Чурилова Э.Г., Маханёва М.Д., Теплов Б.М. и другие. К примеру, Маханёва М.Д. утверждала, что "… театральные игры являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям…". Но не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. "В процессе этого сопереживания - как отмечал психолог и педагог, академик Теплов Б.М. - создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки просто сообщаемые и усваиваемые…" Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные игры должны одновременно выполнять познавательную, воспитательную и развивающую функции и в коей мере не сводить только к подготовке выступлений. К решению данной проблемы ряд исследований провела Чурилова Э. Г.
В наше время тема развития театрализованных игр дошкольников не потеряла свою актуальность и требует своего дальнейшего развития, т.к. большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое средство воспитания ребёнка, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, естественно.
Таким образом, перед педагогом стоит сложная задача - сохранить детскую наивность, непосредственность, веру, которые проявляются в ходе театрализованных игр.
Цель исследования: изучение методов и приёмов руководства воспитателя театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте.
Задачи:
Определить сущность понятия "театрализованная игра" и место в воспитательно-образовательном процессе.
Выявить наиболее эффективные методы и приёмы руководства театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте.
Проанализировать условия, необходимые для развития творческой активоности детей в ходе театрализованной игры.
Разработать серию театрализованных этюдов на развитие творческих способностей у детей.
Объект: театрализованная игра как вид игры дошкольников.
Предмет: руководство театрализованными играми детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: наиболее эфективными методами руководства воспитателя театрализованными играми являются игровые методы руководства.
театрализованная игра дошкольное учреждение
Формы и виды обучения
В литературе по педагогике часто путают понятия метода и формы обучения. Дадим следующие определения: Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод. Метод - способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения задач. Формы обучения бывают конкретными (у ...
Педагогическая теория М. Монтессори: свобода личности,
самовоспитание, самообучение
Мария Монтессори — итальянский педагог, теоретик дошкольного воспитания; окончила Римский университет и была первой в Италии женщиной, получившей степень доктора медицинских наук, звание профессора антропологии и гигиены. Монтессори в 1898—1900 гг. работала в детской психиатрической клинике и впосл ...
Развитие творческих способностей младших школьников в процессе выполнения
творческих заданий
Традиционная система образования озабочена тем, чтобы дать учащимся некоторую сумму знаний. Но сейчас недостаточно заучить наизусть какой-то объем материала. Главной целью обучения должно быть приобретение обобщающей стратегии, нужно учить учиться [8, 49], одним из условий овладения такой стратегии ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.