Педагогика и образование » Развитие мотивации учения у младших школьников » Особенности учебной деятельности младшего школьника

Особенности учебной деятельности младшего школьника

Страница 2

В первое время пребывания в школе правила связаны у ребенка с новой позицией ученика и с выполнением этой новой роли. Это очень сходно с выполнением правила в школе и в классе, то тем самым он хороший ученик, прежде всего в собственных глазах. Однако недостаточно, чтобы выполнение правил выражало только отношение ученика к себе и его отношения с учителем. Важно, чтобы выполнение правил поведения в классе выражало отношение ученика к своим товарищам.

Подчинение правилам, с одной стороны, требует от ребенка умение регулировать свое поведение и, с другой, формирует более высокие формы произвольного управления поведением.

Третья особенность учебной деятельности младших школьников заключается в том, что с поступлением в школу начинается изучение науки в системе или логике самой науки. Переход к систематическому обучению, к усвоению научных знаний представляет собой настоящую революцию в представлении ребенка об окружающей его действительности. Это новая позиция ребенка в оценке вещей и изменений, происходящих в них. Однако прежде чем усваивать знание о чем-то, необходимо выделить это нечто из непосредственно воспринимаемого набора свойств.

Многие дети, приходя в школу, знают буквы, умеют складывать из букв слова и даже их прочитывать. В школе их учат называть отдельные буквы. Таким образом, дети, читая, имеют дело с буквами и их названиями. Школьники относительно быстро понимают, что чтение есть быстрое название букв. Однако в действительности дело обстоит совсем не так. В результате такого чисто практического обучения у детей складывается неправильное представление о соотношении между звуками языка и буквами, их обозначающими. Многие дети, которые приходят в школу читающими, вообще ничего не знают о звуках; для них буквы – это значки, предметы, имеющие свои названия.

Такие дети сталкиваются с большими затруднениями при дальнейшем усвоении языка, знаний о его строении. Они путают звуки и буквы, произношение и написание. Для них грамматические правила выступают как внешние и формальные, не вытекающие из закономерных отношений между речью и языком.

Аналогичным образом обстоит дело с изучением математики. Большинство детей приходят в школу, уже владея практическим счетом и представлениями о количестве. Однако особенности этого счета, опирающегося на непосредственные представления о количестве отдельных предметов в группе, не совпадают математическими характеристиками количественных отношений.

Для ребенка, умеющего считать, число есть только название количества предметов, причем отдельный предмет принимается за единицу счета. В школе приходиться перестраивать доматематические представления ребенка о числе и превращать их в математическое понятие, предметом которого являются определенные отношения количеств.

Важной чертой усвоения наук является то, что научные понятия представляют собой систему и их нельзя изучать в случайной последовательности. Система научных понятий иерархична, – одни понятия входят в другие как подчиненные.

Вопрос о том, как построить систему научных понятий в каждом предмете, какие понятия исходные, до настоящего времени не совсем ясен. Это объясняется тем, что система понятий каждой науки может коренным образом изменяться вместе с приобретением новых фундаментальных знаний.

Четвертая особенность учебной деятельности младших школьников состоит в том, что ребенку приходится радикально менять всю систему отношений воспитывающими его взрослыми. Система отношений из непосредственной становится опосредованной, то есть для общения учителя с учениками и учеников с учителем необходимы особые средства.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Формирующий эксперимент
Исходя из результатов констатирующей части исследования, когда были выделены и условно определены четыре подгруппы детей, основание для объединения в которые послужили степень развития детских знаний и игровых умений, влияющих на создание определенного климата коллективных взаимоотношений в игре, б ...

Особенности и роль возраста класса в развитии коллектива
Основное новообразование в сознании подростка, по мнению отечественных психологов, стремление быть и казаться взрослым. На этой почве возникает противоречие между потребностью и возможностью быть взрослым. Для младших подростков эта ситуация усугубляется очередной "кризисной точкой" - пер ...

Анализ взглядов ученых на развитие ловкости у детей дошкольного возраста
С рождения ребенок наделен соответствующей совокупностью физических потенций, заложенных в него наследственными программами индивидуального развития. В настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы формирования психофизических качеств ребенка. Их раз ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.022