Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность, из каких учебных действий она состоит, как эти части между собой соотносятся, то какова структура учебной деятельности, – от всего этого во многом зависит результат обучения. Отношение детей к собственной деятельности определяется в значительной тем, как учитель организует учебную деятельность, какова её структура и характер.
Изучение психологических исследований учебной деятельности, в частности Е.И. Саванько, показали, что для того, чтобы у учащихся развивалось правильное отношение к ней, нужно учебную деятельность строить особым образом. Выяснилось, что изучение каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы должно состоять из трёх основных этапов: мотивационного, операционально – познавательного и рефлексивно – оценочного. Проанализировав данные Е.И. Саванько мы не согласились с ее позицией в полной мере, так как в описании этапов чаще присутствует формулировка: «…учитель рассказывает, учитель уточняет, учитель делает вывод…», и мало учитывается мнение детей, их опыт, что по нашему мнению не способствует продуктивному обучению и развитию положительной учебной мотивации.
Чтобы мотивационная сторона учения была в поле зрения учителя, необходимо, чтобы он выделял в учебная деятельности учащихся в школьном процессе обучения три основных этапа, описание которых дано ниже.
Мотивационный этап.
На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу. Мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных действий:
Создание учебно-проблемной ситуации, которая вводит учащихся в предмет изучения предстоящей темы программы. Учебно-проблемная ситуация может быть создана учителем разными приемами:
а) постановкой перед учащимся задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы;
б) беседой о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы. Например, перед изучением темы «Предложение» учитель говорит: «Представьте, что вам надо рассказать своим товарищам о важном деле так, чтобы все поняли и начали действовать на основе вашего рассказа»;
в) обсуждением версий и мнений детей о том, как решалась проблема в истории науки.
Формулировка основной учебной задачи обычно производиться учителем или детьми, как итог обсуждения проблемной ситуации. Это может происходить, например, в такой форме: «Таким образом, мы будем изучить правила построения грамотной речи».
Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на которой они должны направлять свою деятельность в процессе изучения темы. «Не может возникнуть ни какой деятельности без наличия цели и задачи, пускающий в ход этот процесс, дающей ему направление», – писал Л.С. Выгодский. Важное условие организации учебной деятельности – подведения учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач.
Самоконтроль и самооценка деятельности по изучению темы
После того, как основная учебная задача принята учащимися, намечают и обсуждают план предстоящей работы. Учитель сообщает время, отпущенное на изучение темы, примерные сроки ее завершения. Это создает у учащихся ясную перспективу работы. Затем идёт обсуждение, что нужно знать и уметь для изучения темы. Тем самым у учащихся создается установка на необходимость подготовки к изучению материала. Завершается осуждение тем, что отдельные учащиеся дают самооценку своим возможностям по изучению темы, указывают, какой материал они повторяют, и что еще сделают для подготовки к предстоящим урокам.
Весь этот этап изучения темы весьма важен для развития мотивации учебной деятельности учащихся. Вряд ли правильно поступают те учителя, которые его вовсе опускают или же ограничиваются одной фразой: «Сегодня мы приступаем к изучению темы…», переходя сразу к изложению нового материала. Такая «экономия времени» болезненно скажется на всем характере учебной деятельности учащихся.
2. Оперативно-познавательный этап.
На этом этапе учащиеся усваивают содержание темы программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание. Роль данного этапа в становлении мотивации учебной деятельности зависит: будет ли учащимся ясна необходимость всего содержания и отдельных его частей, всех учебных действий и операций для решения ученой основной задачи, постановленной на мотивационном этапе. Осознают ли они закономерную связь между всеми частями учебными задачами и основой, выступают ли все эти задачи для школьника как явно видимая система, иерархия учебных задач.
Понятие, сущность и принципы дошкольного образования
Дошкольное образование в России - обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет. Дошкольное образование предназначено для обеспечения умственного, физического, личностного развития ребенка в возрасте от 2-х месяцев до 7-ми лет. Учрежден ...
Понятие об афазии
По определению Т. Б. Филичевой, афазия (от греч. а – частица, означающая отрицание, и phasis – речь) – это полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. В. И. Селиверстов дает более полное определение: "Афазия – это полная или частичная утрата речи, об ...
Применение методов производственного обучения на занятиях
по вождению автомобиля
При подготовки водителей находят применение все перечисленные методы производственного обучения. В том числе: устное изложение материала (рассказ, объяснение), беседа, показ (демонстрация, наблюдение). Упражнения (с обучающими машинами, лабораторно-практические и практические) Каждое занятие по вож ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.