Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность, из каких учебных действий она состоит, как эти части между собой соотносятся, то какова структура учебной деятельности, – от всего этого во многом зависит результат обучения. Отношение детей к собственной деятельности определяется в значительной тем, как учитель организует учебную деятельность, какова её структура и характер.
Изучение психологических исследований учебной деятельности, в частности Е.И. Саванько, показали, что для того, чтобы у учащихся развивалось правильное отношение к ней, нужно учебную деятельность строить особым образом. Выяснилось, что изучение каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы должно состоять из трёх основных этапов: мотивационного, операционально – познавательного и рефлексивно – оценочного. Проанализировав данные Е.И. Саванько мы не согласились с ее позицией в полной мере, так как в описании этапов чаще присутствует формулировка: «…учитель рассказывает, учитель уточняет, учитель делает вывод…», и мало учитывается мнение детей, их опыт, что по нашему мнению не способствует продуктивному обучению и развитию положительной учебной мотивации.
Чтобы мотивационная сторона учения была в поле зрения учителя, необходимо, чтобы он выделял в учебная деятельности учащихся в школьном процессе обучения три основных этапа, описание которых дано ниже.
Мотивационный этап.
На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу. Мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных действий:
Создание учебно-проблемной ситуации, которая вводит учащихся в предмет изучения предстоящей темы программы. Учебно-проблемная ситуация может быть создана учителем разными приемами:
а) постановкой перед учащимся задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы;
б) беседой о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы. Например, перед изучением темы «Предложение» учитель говорит: «Представьте, что вам надо рассказать своим товарищам о важном деле так, чтобы все поняли и начали действовать на основе вашего рассказа»;
в) обсуждением версий и мнений детей о том, как решалась проблема в истории науки.
Формулировка основной учебной задачи обычно производиться учителем или детьми, как итог обсуждения проблемной ситуации. Это может происходить, например, в такой форме: «Таким образом, мы будем изучить правила построения грамотной речи».
Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на которой они должны направлять свою деятельность в процессе изучения темы. «Не может возникнуть ни какой деятельности без наличия цели и задачи, пускающий в ход этот процесс, дающей ему направление», – писал Л.С. Выгодский. Важное условие организации учебной деятельности – подведения учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач.
Самоконтроль и самооценка деятельности по изучению темы
После того, как основная учебная задача принята учащимися, намечают и обсуждают план предстоящей работы. Учитель сообщает время, отпущенное на изучение темы, примерные сроки ее завершения. Это создает у учащихся ясную перспективу работы. Затем идёт обсуждение, что нужно знать и уметь для изучения темы. Тем самым у учащихся создается установка на необходимость подготовки к изучению материала. Завершается осуждение тем, что отдельные учащиеся дают самооценку своим возможностям по изучению темы, указывают, какой материал они повторяют, и что еще сделают для подготовки к предстоящим урокам.
Весь этот этап изучения темы весьма важен для развития мотивации учебной деятельности учащихся. Вряд ли правильно поступают те учителя, которые его вовсе опускают или же ограничиваются одной фразой: «Сегодня мы приступаем к изучению темы…», переходя сразу к изложению нового материала. Такая «экономия времени» болезненно скажется на всем характере учебной деятельности учащихся.
2. Оперативно-познавательный этап.
На этом этапе учащиеся усваивают содержание темы программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание. Роль данного этапа в становлении мотивации учебной деятельности зависит: будет ли учащимся ясна необходимость всего содержания и отдельных его частей, всех учебных действий и операций для решения ученой основной задачи, постановленной на мотивационном этапе. Осознают ли они закономерную связь между всеми частями учебными задачами и основой, выступают ли все эти задачи для школьника как явно видимая система, иерархия учебных задач.
Особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий в младшем
школьном возрасте
Коммуникативные универсальные учебные действия имеют многогранный характер. В связи с этим необходимо выделение возрастных особенностей коммуникативных действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования, обозначенных в новом проекте стандартов. Основой решен ...
Принципы и особенности организации культурно-досуговой деятельности детей
Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг детей также развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике. Выделяют следующие принципы культурно-досуговой деятельности детей: 1. Принцип всеобщности и доступности — возможност ...
Возможности использования элементов программированного обучения в реализации
содержания курса информатики в основной школе
Как уже говорилось, использование элементов программированного обучения на уроках информатики предназначено для реализации практических целей, указанных в "Стандарте основного общего образования по информатике и информационным технологиям" и в "Примерной программе основного общего об ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.