Дидактический принцип в обучении основан на том, что ознакомление студентов с каким-либо новым явлением или предметом начинается с конкретного ощущения и восприятия. Исследования показывают, что человек за счет зрения получает 70-80% всей информации, а лишь 20-30% за счет остальных органов чувств.
Несмотря на разнообразие наглядных пособий, при их использовании следует соблюдать некоторые общие правила. Массированное применение их на лекции ведет к повышенному утомлению студентов. Преподаватель должен очень четко представлять, на каком именно этапе лекции он будет использовать ту или иную наглядность, а также случаи отсутствия возможности ее использования по независящим от него причинам.
Демонстрационный материал во всех случаях должен играть подчиненную роль, быть одним из аппаратов лектора, а не подменять содержания лекции. В каждый момент лекции необходимо демонстрировать только тот наглядный материал, который иллюстрирует излагаемые положения. Поэтому, например, таблицы в аудитории нужно повесить стопкой и обратной стороной. Нецелесообразно их развешивать по всей аудитории. Это отвлекает внимание студентов и, как следствие, не включает механизмы запоминания информации.
Подбор иллюстративного материала по предмету «Транспортная логистика» может быть немаловажным этапом подготовки лекции. Таблицы, диапозитивы, рисунки, схемы необходимо не только тщательно отобрать, но определить и зафиксировать их последовательность при чтении лекции. При этом такие материалы предназначены для осмотра студентами, более тщательное изучение их во время лекции не предполагается.
Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Принцип научности требует, чтобы содержание образования, реализуемое на лекционных занятиях по дисциплине «Транспортная логистика» было направлено на ознакомление обучаемых с объективными научными фактами, явлениями, законами, основными теориями и концепциями, приближаясь к раскрытию ее современных достижений и перспектив развития.
Имея прямое отношение к содержанию образования, принцип научности требует использования дополнительного материала, содержащего сведения о глобальных проблемах и современных достижениях. Последовательное осуществление принципа научности означает ориентацию процесса обучения на формирование у учащихся концептуального видения мира и создание его адекватного и реалистического образа.
Принцип научности имеет отношение и к методам обучения. В соответствии с ним педагогическое взаимодействие должно быть направлено на развитие у учащихся познавательной активности, креативного мышления, творчества.
Принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения требует основательной теоретической и практической подготовки студентов. В традиционной дидактике он формулировался как связь обучения с жизнью, теории с практикой.
Фундаментальность в обучении предполагает научность, полноту и глубину знаний. Она обусловлена характером современной научно-технической революции, требующей от человека высокоинтеллектуальной мобильности, исследовательского склада мышления, желания и умения постоянно пополнять свои знания по мере происходящих в жизни и деятельности изменений. Фундаментальные знания обладают способностью медленнее устаревать, чем знания конкретные. Они апеллируют не столько к памяти, сколько к мышлению человека.
Фундаментальность обучения требует систематичности содержания по основным отраслям знаний, оптимального соотношения их теоретичности и практичности, а практическая направленность - моделирования и экстраполяции этих знаний на реальные ситуации в жизни и деятельности человека.
Организация и методика проведения лекционного занятия не могут избираться произвольно. Они регламентированы действием закономерностей психологического и педагогического характера, знание которых позволяет сформулировать организационно-методические принципы обучения: преемственности, последовательности и систематичности; единства группового и индивидуального обучения; соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых; сознательности и творческой активности; доступности при достаточном уровне трудности; наглядности; продуктивности и надежности.
Выбор последовательности и логики изложения материала – один из этапов работы над лекцией. Определяя логику построения лекции, следует четко определить каким методом изложения вы будете пользоваться - методом индукции, дедукции или аналогии.
Индуктивный метод состоит в движении от частного к общему. Индукция может быть полной, когда обобщение делается из анализа всех без исключения характеристик, параметров или других данных об изучаемом явлении или предмете. Недостатком ее является громоздкость, так как приходится иногда оперировать с большим числом данных. Поэтому более распространена индукция неполная, когда обобщения делают на основании некоторых (не исчерпывающих, но достаточных) данных.
Роль педагогики в работе
Педагогика в социальной работе выступает в роли стержня - деятельностного компонента социальной работы, потому что информационные задачи, вопросы формирования знаний об обществе, отношениях в группе, социализации, развития готовности личности к самопомощи решаются в основном педагогическими методам ...
Общая характеристика деятельности летнего детского лагеря "Сапфир"
Летний детский лагерь - организованное сообщество людей, находящихся на природе, объединенных общей деятельностью и развивающих взаимоотношения друг с другом через полезные и разнообразные программные мероприятия под руководством обученных сотрудников. Обученные сотрудники необходимы для осуществле ...
Теория свободного воспитания и метод естественных последствий
по работе Ж.Ж. Руссо «Эмиль или о воспитании»
Роман "Эмиль" отразил общие взгляды Руссо на мир. Автор критически освоил и переработал достижения французской педагогики и педагогической мысли европейской цивилизации, начиная с Античности и кончая эпохой Просвещения. В "Эмиле" Руссо подверг критике существовавшую практику орг ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.