Рассмотрим фрагмент урока, где учащимся предлагается сформулировать вопрос к задаче.
«…Ребята, прочитайте, пожалуйста, задачу на доске. (Блокнот, линейка и карандаш стоят 27 рублей. Линейка стоит 8 рублей, а карандаш 3 рубля).
Прочитав задачу, дети сказали, что они не могут решить задачу, так как отсутствует вопрос.
– Правильно, сейчас мы с вами попытаемся его сформулировать.
– Какой же вопрос мы можем задать к данному условию?
Все стали говорить: «Сколько стоит блокнот?». И лишь Женя предложил узнать, на сколько рублей карандаш дешевле блокнота.
– Вы все правильно увидели вопрос, но Женя посмотрел внимательнее всех и увидел другой вопрос. Молодец Женя! А теперь посмотрите все повнимательнее на условие и скажите, а можем мы ещё что-нибудь узнать из этого условия?
Дети предложили ещё найти, на сколько рублей блокнот дороже линейки?, на сколько рублей карандаш и линейка вместе дешевле блокнота?
– Молодцы, ребята! Посмотрите, сколько вопросов мы с вами задали для одной задачи! А теперь выберите вопрос, который для себя, считаете наиболее сложным и попытайтесь ответить на него…»
Важность и значение таких работ состоит в том, что ученик уясняет одно условие, а следствий из него получает много, и это позволяет сосредоточить его внимание на математическом смысле вопросов. Как раз понимание соответствия вопрос – действие является наиболее уязвимым в овладении решением задач.
Ниже приведён фрагмент урока, где мы попытались решить одну задачу разными способами:
«…Задача.
«В зале 8 рядов стульев, по 12 стульев в каждом ряду. В зал пришли ученики из двух классов, по 42 ученика в каждом. Хватит ли стульев для учеников? Если останутся незанятые стулья, то сколько?»
Использую разбор задачи от данных к вопросу, дети легко получили решение, рассуждая следующим образом: «Зная, что в зале 8 рядов по 12 стульев в каждом ряду, найдем, сколько всего стульев в зале: 12 * 8 = 96. Теперь определим, сколько стульев будет занято, т.е. узнаем, сколько учеников в двух классах. Столько же будет занято и стульев: 42 * 2 = 84. Сравним теперь число всех стульев – 96 и число стульев, которые займут ученики двух классов, – 84. 96 > 84, значит, стульев хватит. 96 – 84 = 12.
12 стульев останутся незанятыми».
Чтобы найти другие способы решения, мы попытались представить, как могли ученики двух классов войти в зал и в соответствии с этим дополнить условия задачи.
Рассуждая, сопоставляя, дети отыскали ещё три способа решения.
II способ:
Вначале свои места заняли ученики одного класса, а затем другого.
12 * 8 = 96
96 – 42 = 54
54 – 42 = 12
Ответ: 12 стульев останутся не занятыми.
III способ
Всех учащихся рассадили так, чтобы все места в ряду были заняты, т.е. в каждом ряду было по 12 человек;
42 * 2 = 84 – места займут ученики двух классов;
84 / 12 = 7 – рядов займут ученики двух классов;
8 – 7 = 1 – ряд или 12 стульев останутся незанятыми;
Ответ: 12 стульев останутся незанятыми.
IV способ
Стулья в зале распределены поровну между классами, т.е. по 48 штук. Поэтому сначала узнаем, сколько незанятых стульев осталось у каждого класса.
12 * 8 = 96 – всего стульев в зале;
96 / 2 = 48 – стульев для каждого класса;
48 – 42 = 6 – незанятых стульев у каждого класса;
6 * 2 = 12 – всего незанятых стульев.
Ответ: 12 стульев останутся незанятыми.
Вовлекая учеников в самостоятельный поиск, я предложила детям представить, как еще можно рассадить школьников. Было очень много версий: чтобы все ряды заполнились учениками равномерно, и каждый ряд был хотя бы частично занят;
чтобы оба класса рассаживались одновременно;
рассаживались порознь;
чтобы для каждого класса выделялось поровну мест в зале или поровну (по 6) в каждом ряду.
Детям, у которых возникли затруднения с поиском новых способов, было предложено сделать рисунок. И дело пошло лучше.
V способ
42 / 12 = 3 (ост. 6) – 3 ряда занято, оставшихся 6 учеников посадили в 4-й ряд.
12 – 6 = 6 – учеников из другого класса тоже посадили в 4-й ряд;
42 – 6 = 36 – учеников остается посадить на другие ряды;
36 / 12 = 3 – еще 3 ряда займут ученики из другого класса;
4 + 5 = 7 – рядов занято;
8 – 7 = 1 – ряд или 12 стульев не занято.
Ответ: 12 стульев останутся незанятыми.
VI способ
42 / 12 = 3 (ост. 6) – 3 ряда занято, 6 учеников не посажено;
42 + 6 = 48 – учеников осталось посадить;
48 / 12 = 4 – ряда займут оставшиеся ученики;
4 + 3 = 7 – рядов занято;
8 – 7 = 1 – ряд или 12 стульев не занято.
Ответ: 12 стульев останутся незанятыми.
VII способ
8 / 2 = 4 – рядов для каждого класса;
12 * 4 = 48 – стульев выделили для каждого класса;
48 – 42 = 6 – стульев остается не занятыми в каждой части зала, выделили каждому классу;
6 * 2 = 12 – стульев останутся незанятыми.
VIII способ
42 * 2 = 84 – ученика нужно рассадить;
84 / 8 = 10 (ост. 4) – 10 учеников в каждом ряду и 4 ученика пока посадили; если будем сажать поровну на каждый ряд;
Приемы для активизации самостоятельной работы студентов
Выбор приемов для активизации самостоятельной работы студентов зависит как от профессиональных, так и от личностных качеств преподавателя. Преподаватель должен не только в совершенстве владеть знаниями по методической организации занятия, но и обладать великолепными организаторскими способностями, ...
Особенности организации педагогического процесса с детьми имеющими
интеллектуальные нарушения
Организация обучения и воспитания младших школьников с задержкой психического развития регламентирована рядом нормативных документов учреждений, классов выравнивания при образовательных школах, инструктивные и методические письма Министерства просвещения. В настоящее время в России широко распростр ...
Организация, содержание и методика проведения экспериментальной работы по
постановке голоса с использованием методик русской вокальной школы
Экспериментальная работа проводилась нами на базе МОУ СОШ № 93 г. Волгограда, на протяжении учебного года, в процессе индивидуальной и ансамблевой вокальной работы с учащимися разных возрастных групп (2 класс – 4 человека; 3 класс – 4 человека; 5 класс – 4 человека; 6 класс – 4 человека: всего 16 ч ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.