Другой источник психологической диагностики заключён в дифференциальной психологии (индивидуальных различиях). Основателем дифференциальной психологии принято считать В. Штерна. Он в 1900г. призывал психологов заниматься не только исследованием общих психических закономерностей, но и индивидуальностью. Важную роль в дифференциальной психологии сыграли А. Бине и В. Анри.
А. Бине впервые разработал тест для измерения умственного развития детей. Этот тест получил широкое распространение во многих странах, хотя не был теоретически обоснован. В 1923 году тест был издан и в России.
Большое влияние на становление психологической диагностики как самостоятельной дисциплины оказала тестология. В мире быстрыми темпами шло развитие промышленности, для чего требовались квалифицированные кадры. Возникали проблемы профессионального отбора и профессиональной ориентации. Всё это подталкивало к разработке и применению тестов. Тестология занималась теорией и методом разработки и проверки психологических тестов, определением критериев качества и их стандартизации.
Однако в 1912 году русский учёный А. Ф. Лазурский писал, что нельзя изучать индивидуальные способности только с помощью тестов. Он настаивал за внедрение в психологию естественного эксперимента. Он позволял психологу изучать личность в целом.
Другим отечественным психологом Г. И. Россолимо было предложено изучение личности с помощью "психологического профиля". Этот метод позволял увидеть уровень развития психических процессов, их динамику под влиянием различных воздействий и коррекционных приёмов. Ученья Г. И. Россолимо подтолкнули к разработке новых тестовых методик. Многие современные тесты и опросники построены на принципах психологического профиля: шкала Векслера, 16- факторный опросник Кэттелла, Фрайбургский личностный опросник.
Хотя история психологической диагностики насчитывает довольно длительный срок, термин "психодиагностика" появился только в начале ХХ века. Его появление и распространение связано с именем швейцарского психолога, ученого и врача Германа Роршаха. В 1921 году вышла в свет его книга под названием "Психодиагностика". Монография была посвящена возможности распознания психических отклонений с помощью интерпретации чернильных пятен, или как называл их сам Роршах - клякс. Разглядывая поочередно предъявляемые 10 чернильных пятен (5 черно-белых и 5 цветных), испытуемый должен про каждое из них сказать, что оно ему напоминает, на что оно похоже.
Таким образом, психологическая диагностика как самостоятельная психологическая дисциплина формировалась под влиянием разнообразных источников и психологических школ. Ее развитию, бесспорно, способствовали потребности образования, промышленности, военного дела в более точных формализованных оценках психических проявлений и поведения личности.
Индивидуальная работа учителя
В диагностике Ю.З. Гильбуха (психолог) отмечается, что социальные и психофизиологические причины общего отставания в учении определяются и выделяются учителями гораздо лучше, чем психологические. Именно поэтому в данной работе рассматриваются психологические причины трудностей как менее изученные в ...
Организация процесса оценки эффективности воспитательной деятельности офицеров
Эффективным условием оптимизации организации процесса оценки эффективности воспитательной деятельности является создание целого комплекса методик, тестов, разработку программ по оценке для ЭВМ, обеспечение субъектов оценки необходимыми теоретическими источниками. В отделах воспитательной работы сое ...
Принцип преемственности как
основополагающий аспект методики обучения изобразительной деятельности в
современной системе образования
В современной системе образования детский сад является первоначальным звеном. Преемственность – основное условие существования системы образования, которая включает постановку и решение учебно-воспитательных задач в детском саду с перспективой их дальнейшего совершенствования в школе. Проблема прее ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.