Корни психологической диагностики и психодиагностического метода уходят в глубь веков. Одно из первых упоминаний о психодиагностики было найдено в литературе Древнего Египта. Жрецами в то время назначались люди, выдержавшие длительные проверочные процедуры. На первом этапе "диагностики" внимание уделялось внешнему виду кандидатов. С помощью беседы выяснялись биография, уровень культурного развития, а также оценивалось умение говорить. На втором этапе следовало испытание смертью. Если сознание новичка сохранялось в норме и не пропадало желание посвятить себя тайнам жреческого искусства, то следовало испытание умением трудиться, молчать и слушать. Затем претендент испытывался огнем, водой и полным одиночеством. Самый решающий этап был связан с испытанием красивой женщиной. Тот, кто поддавался соблазну, лишался свободы и под страхом смерти оставался в храме в качестве раба. Если же кандидат в жрецы отталкивал искусительницу, то вступал на путь долгого обучения.
Также за много лет до нашей эры и в Древнем Китае правительственных чиновников подвергали процедуре тестирования. Сам император раз в три года принимал у них экзамены по музыке, стрельбе из лука, верховой езде, умению читать, умению писать, знанию ритуалов и церемоний.
Любопытна система диагностики религиозно-философского учения чань-буддизма. Учителя для проверки знаний использовали различные загадки, вопросы т.п. Отвечать требовалось незамедлительно, и одновременно ученик подвергался стрессу, к примеру, наставник в это время мог целиться в ученика из лука или, схватив, кричать на него.
Строгая система диагностики готовности к обучению в школе существовала у Пифагора. Новых учеников в его школу принимали не охотно. Их прогоняли сквозь строгую систему диагностики. Испытание проходило в два этапа. Сначала проверяли на стрессоустойчивость: испытуемый должен был один переночевать в пещере. Потом проводилось тестирование интеллекта под всеобщие оскорбления и насмешки учеников школы. Если претендент с достоинством выдерживал испытания, его зачисляли в школу.
А в нашей стране, по мнению некоторых ученых, первое тестирование было устроено царём Алексеем Михайловичем в 1666 году, для того чтобы узнать общественное мнение о русской церкви. Предлагалось ответить на три вопроса: 1.Имеют ли право восточные патриархи вершить дела русской церкви. 2. Достоверны ли печатные греческие книги. 3.Правильны ли решения предыдущего собора 1654 года.
В рассказе А.П.Чехова можно прочитать, как проходило тестирование в России. Герою рассказа пришлось сдать серьёзные экзамены, чтобы продвинуться по служебной лестнице.
Проведя анализ древних методов диагностики, можно увидеть ряд признаков, которые использует современный психолог-диагностик:
1.Целостный подход к оценке человека.
2. Создание экстремальных ситуаций.
3.Тестирование имеет социальную направленность и никогда не используется для праздного развлечения. Психодиагностика всегда оперативно реагирует на актуальные потребности общества и выступает одним из рычагов влияния на общественную и хозяйственную жизнь.
Развитие научной и практической психологической диагностики происходит в конце 19 века. Одним из первых исследователей экспериментальной психологии считается Г. Фехнер. Им были введены в психологию количественные меры, то есть измерение. Современный облик же она приобрела благодаря исследовательской активности В.Вундта. Он в лабораторных условиях впервые экспериментально исследовал восприятие, память, внимание, скорость реагирования ит.д. В. Вундт изучал не только общие закономерности психических процессов, но и индивидуальные их проявления.
Виды коммуникативной компетенции и способы формирования в современном
обществе
Для начала можно отметить, что если целей, которых люди стремятся достичь, по-видимому, существует бесчисленное множество, то видов компетенции, при помощи которых можно достичь этих целей, существенно меньше, и одни и те же виды компетенции могут использоваться для достижения разных целей. Если оп ...
Игры для развития умения передвигаться в указанном направлении
В старшей группе большое внимание уделяют закреплению и совершенствованию умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега. На музыкальных и физкультурных занятиях воспитатель для точного обозначения направления движения употребляет в речи наречия и ...
Своеобразие детской самостоятельной игры
Детская самостоятельная игра имеет ряд особенностей: Игра представляет собой отражение детьми окружающей жизни действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. В игре комната может быть и морем, и лесом, и станцией метро, и вагоном железной дороги. Де ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.