Корни психологической диагностики и психодиагностического метода уходят в глубь веков. Одно из первых упоминаний о психодиагностики было найдено в литературе Древнего Египта. Жрецами в то время назначались люди, выдержавшие длительные проверочные процедуры. На первом этапе "диагностики" внимание уделялось внешнему виду кандидатов. С помощью беседы выяснялись биография, уровень культурного развития, а также оценивалось умение говорить. На втором этапе следовало испытание смертью. Если сознание новичка сохранялось в норме и не пропадало желание посвятить себя тайнам жреческого искусства, то следовало испытание умением трудиться, молчать и слушать. Затем претендент испытывался огнем, водой и полным одиночеством. Самый решающий этап был связан с испытанием красивой женщиной. Тот, кто поддавался соблазну, лишался свободы и под страхом смерти оставался в храме в качестве раба. Если же кандидат в жрецы отталкивал искусительницу, то вступал на путь долгого обучения.
Также за много лет до нашей эры и в Древнем Китае правительственных чиновников подвергали процедуре тестирования. Сам император раз в три года принимал у них экзамены по музыке, стрельбе из лука, верховой езде, умению читать, умению писать, знанию ритуалов и церемоний.
Любопытна система диагностики религиозно-философского учения чань-буддизма. Учителя для проверки знаний использовали различные загадки, вопросы т.п. Отвечать требовалось незамедлительно, и одновременно ученик подвергался стрессу, к примеру, наставник в это время мог целиться в ученика из лука или, схватив, кричать на него.
Строгая система диагностики готовности к обучению в школе существовала у Пифагора. Новых учеников в его школу принимали не охотно. Их прогоняли сквозь строгую систему диагностики. Испытание проходило в два этапа. Сначала проверяли на стрессоустойчивость: испытуемый должен был один переночевать в пещере. Потом проводилось тестирование интеллекта под всеобщие оскорбления и насмешки учеников школы. Если претендент с достоинством выдерживал испытания, его зачисляли в школу.
А в нашей стране, по мнению некоторых ученых, первое тестирование было устроено царём Алексеем Михайловичем в 1666 году, для того чтобы узнать общественное мнение о русской церкви. Предлагалось ответить на три вопроса: 1.Имеют ли право восточные патриархи вершить дела русской церкви. 2. Достоверны ли печатные греческие книги. 3.Правильны ли решения предыдущего собора 1654 года.
В рассказе А.П.Чехова можно прочитать, как проходило тестирование в России. Герою рассказа пришлось сдать серьёзные экзамены, чтобы продвинуться по служебной лестнице.
Проведя анализ древних методов диагностики, можно увидеть ряд признаков, которые использует современный психолог-диагностик:
1.Целостный подход к оценке человека.
2. Создание экстремальных ситуаций.
3.Тестирование имеет социальную направленность и никогда не используется для праздного развлечения. Психодиагностика всегда оперативно реагирует на актуальные потребности общества и выступает одним из рычагов влияния на общественную и хозяйственную жизнь.
Развитие научной и практической психологической диагностики происходит в конце 19 века. Одним из первых исследователей экспериментальной психологии считается Г. Фехнер. Им были введены в психологию количественные меры, то есть измерение. Современный облик же она приобрела благодаря исследовательской активности В.Вундта. Он в лабораторных условиях впервые экспериментально исследовал восприятие, память, внимание, скорость реагирования ит.д. В. Вундт изучал не только общие закономерности психических процессов, но и индивидуальные их проявления.
Анализ посещенных занятий
Современный урок - это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема, поэтому каждый конкретный учитель, руководитель определяет для себя те формы, которые для него наиболее приемлемы, соответствуют той парадигме, в которой он осуществляет свою деятельность. Для успешного применен ...
Британское семейное воспитание
Крепостные стены для защиты от непрошеных вторжений не только опоясывают домашний очаг, но и разделяют его обитателей. Если японская семья замкнута для посторонних, то английская семья замкнута еще и внутри - каждый из ее членов куда больше сохраняет неприкосновенность своей частной жизни. Словом, ...
Блочно-зачетная система обучения на уроках физики
Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способн ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.