Цель исследования: установить роль системы вспомогательных пиктографических знаков в расширении объема памяти.
Материал и оборудование: наборы слов, тестовый бланк для пиктограмм размером в стандартный лист, разделенный на 16 клеточек, протокол исследования, бумага, карандаши или ручки для записи и рисования, секундомер.
Процедура исследования
Исследование состоит из двух опытов, которые проводятся с одним испытуемым или группой.
Опыт №1
Задача первого опыта: определить объем памяти испытуемого на отвлеченные понятия классическим методом удержания членов ряда.
Материалом для запоминания служат 16 отвлеченны понятий равного объема. Экспериментатор четко читает в ходе опыта слова-понятия, делая между каждым из них короткую паузу в 10-12 секунд. По прочтении всех 16 слов пауза длится 5 м, после которой испытуемому в письменном виде предлагается в протоколе записать запомнившиеся слов; по возможности сохраняя их порядок.
Инструкция испытуемому: "Я прочту вам 16 слов. Слушайте меня внимательно и запоминайте их. Когда я скажу" Пишите!", запишите в протоколе те слова, которые Вы запомнили, сохраняя по возможности порядок их предъявления. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать".
Слова для запоминания в первом опыте:
1. Сочинение |
7. Навык |
13. Ненависть |
2. Храбрость |
8. Метафора |
14. Искусство |
3. Мама |
9. Достоинство |
15. Управление |
4. Любовь |
10. Рамка |
16. Творчество |
5. Ошибка |
11. Мир | |
6. Фантазия |
12. Победа |
Опыт №2
Задача второго опыта: определить объем памяти испытуемого на отвлеченные понятия при удержании членов ряда методом пиктограмм.
Второй опыт проводится не раньше, чем через 30 мин после окончания первого. Экспериментальным материалом, так же как и в первом опыте, служат отвлеченные понятия, того же количества и объема.
В этом опыте испытуемому дают тестовый бланк для зарисовок в его клеточках предложенных на запоминание понятий. В этих же клеточках он может потом вспомнившиеся понятия воспроизвести. Читать понятия экспериментатор должен четко, делая паузу между каждым словом для зарисовки не более 10-12 с. По прочтении всех 16 понятий пауза длится 5 мин. Затем, по сигналу: "Пишите!" испытуемый воспроизводит запомнившиеся понятия, а затем дает отчет о том, как он их связывал с рисунками.
Бланк для зарисовок, представляющий собой стандартный лист бумаги, разделенный на 16 пронумерованных в левом верхнем углу клеточек, дают испытуемому перед инструкцией.
Инструкция испытуемому: "Я буду читать Вам 16 слов. Это – отвлеченные понятия. Слушайте их внимательно и, чтобы лучше запомнить, зарисуйте каждое в соответствующей клеточке предложенного Вам бланка. Качество рисунков значения не имеет, но писать слова, буквы и цифры в клеточках не разрешается. Когда будут прочитаны и зарисованы все 16 слов, переверните лист бланка, чтобы не видеть свои рисунки. После паузы, я скажу: "Пишите!". Тогда Вы переверните бланк на лицевую сторону и в каждой клеточке запишите те понятия, которые в соответствии с рисунком запомнили. Все ли Вам понятно? Если да, то приготовьтесь слушать, рисовать и запоминать!"
Слова для запоминания во втором опыте:
1. Веселый праздник |
7. Любовь |
13. Ненависть (вражда) |
2. Тяжелая работа |
8. Развитие |
14. Справедливость |
3. Вкусный ужин |
9. Разлука |
15. Сомнение |
4. Болезнь |
10. Обман |
16. Дружба |
5. Горе |
11. Победа | |
6. Счастье |
12. Подвиг |
Анализ результатов
Сопоставляя результаты обоих опытов по количественным и качественным показателям, нужно установить различия в непосредственном и опосредованном запоминании. В ходе их анализа важно показать целесообразность зарисовок как средств для запоминания.
Виды проблемного обучения и основные методы
Проблемное обучение не может быть одинаково эффективным в любых условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений учащихся, так и их познавательной активности и самостоятельности при усвоении новых знаний, чем при применении ...
Направления традиционной педагогики: социальная, религиозная,
философская
Социальная: Эмиль Дюркгейм (1858—1917) — один из наиболее заметных представителей социальной педагогики. Фундаментом его педагогических взглядов служит выдвинутая им концепция "стадий цивилизации" и "коллективных представлений". По этой концепции, человечество прошло ряд историч ...
Характеристика анимационных развивающих программ
Шульга И.И. («Педагогическая анимация как социокультурный и психолого-педагогический феномен») выделяет основные современные направления анимационной деятельности: рекреационная, педагогическая, социально – культурная и музейная анимация. Педагогическая анимация, по мнению Курило Л.В. («Теория и пр ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.