Назначение этого метода – показать учащимся сложные познания, движение к истине, продемонстрировать образец доказательного решения какого-либо вопроса. Учитель сам ставит проблему, четко ее формулирует перед учащимися и решет ее сам, раскрывая ход рассуждения ученых. Школьники мысленно следят за ходом рассуждения, учатся логическим операциям, с помощью которых решается проблема, проявляют интерес к учебному материалу, пытаются самостоятельно решать некоторые вопросы. Применение метода ограничено содержанием учебного материала и умением учителя излагать ее проблемы.
Умения – практические действия, сознательно выполняемые учащимися на основе имеющихся знаний и жизненного опыта.
Навыки – практические действия, выполняемые автоматически. В географии преобладают умения, которые подразделяются на географические (специальные) и общеучебные.
К физико-географическим умениям относятся: умение работать с источниками географической информации (карты, диаграммы), умение определять географическое положение объектов, обозначать и подписывать их на контурной карте, умение составлять типовые характеристики компонентов природы, умение наблюдать, фиксировать данные, объяснять изменения.
В экономической географии: умение оценивать природные ресурсы для хозяйственного использования, умение анализировать статистические данные, составлять характеристики населения, основных отраслей хозяйства, городов, промышленных узлов, экономических районов. В современной школе роль этого компонента образования усилена. Наряду с географическими умениями формируются общеучебные умения и навыки. Особенности умения:
– умение неразрывно связана с сознанием;
-умение связано с применением источников географических знаний.
Этапы формирования умений и навыков:
-показ значения умения, постановка целей овладения им, знакомство с источниками знаний, на основе которых умение применяется
-ознакомление составом умения, осознание учащимися последовательности выполнения действий
-показ и объяснение учителем образца выполнения действий
-тренировочные упражнения для овладения умением
-самостоятельное применение умения, его перенос на новый материал и использование для решения новых задач.
Количество умений и навыков зависит от многочисленных причин:
-наличие оборудования, индивидуальная особенность учащихся,
-от учителя (учитель должен отразить процесс формирования умений и навыков в тематическом планировании).
Программа – это основной государственный документ, по которому работает учитель в процессе обучения курсу географии.
Методика работы по развитию представлений о форме у детей дошкольного
возраста
Ознакомление детей с формой предметов наилучшим образом происходит при сочетании различных методов и приемов обучения. Используются наглядные методы и приемы: «Посмотри и найди такую же фигуру», «На что похожа фигура» и др. Широкое применение в обучении находят практические методы и приемы: «Найди, ...
Проблема полоролевой социализации детей дошкольного возраста
в психолого-педагогической и методической литературе.
Физиологические и психолого-педагогические особенности мальчиков и девочек. С давних времен мальчиков и девочек воспитывали по-разному. Мальчиков воспитывали в духе воинов, защитников , бойцов, девочек как будущую мать, хранительницу семейного очага, Так и сейчас мальчики и девочки ведут себя по-ра ...
Зона ближайшего развития
Выготский определяет ЗБР так: “Дистанция между настоящим уровнем развития, обусловленным способностью самостоятельно решать задачи, и уровнем потенциального развития, определяемым способностью выполнять задания под руководством взрослых либо более опытных ровесников”. Говоря упрощенно, ЗБР — это ра ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.