В теоретической части работы были рассмотрены предпосылки и рекомендации организации учебного сотрудничества, как условие эффективного обучения русскому языку, а так же рассмотрели показатели эффективности учебного сотрудничества (повышение мотивации, повышение эффективности усвоения учебного материала).
Исходя из этого были определены особенности взаимодействия учителя и учащихся с точки зрения эффективного педагогического взаимодействия в двух классах (контрольном и экспериментальном) при проведении уроков русского языка.
Для проведения эксперимено-исследовательской работы были выбраны два класса общеобразовательной школы г. Минусинска, 3 года обучения. Один из классов (3 «а») был обозначен как экспериментальный, второй (3 «б») – контрольный.
Перед проведением экспериментальной работы, был проведён контрольный срез, цель которого заключалась в проверке сформированности знаний, умений и навыков по русскому языку, учащихся 3 класса общеобразовательной школы № 4 г.Минусинска.
Учащимся было предложено написать диктант и выполнить грамматические задания к нему.
Цель диктанта была следующая: проверить умение писать под диктовку текст, включающий в себя орфограммы по основным темам:
• Большая буква в именах и кличках животных;
• Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу;
• Мягкий знак в середине и конце слова;
• Безударные гласные в словах;
• Парные звонкие и глухие согласные в конце слова.
Цель грамматических заданий: проверить умение использовать теоретические сведения в практической работе.
При проверке работ мы руководствовались следующими критериями оценки письменных работ:
• Отметка «5» ставилась за диктант, в котором нет орфографических ошибок и все грамматические задания выполнены правильно;
• Отметка «4» - за диктант, в котором допущены 1-2 орфографические ошибки и 1 ошибка в грамматических заданиях;
• Отметка «3» - за диктант, в котором допущены 2-5 орфографические ошибки и 2 ошибки в грамматических заданиях;
• Отметка «2» - 6-8 ошибок и грамматическое задание не выполнено.
После проверки работ были получены следующие результаты.
В экспериментальном (3«а») классе оценку «5» получили -3 человека, что составило 11% от общего количества учащихся, «4» - 10 человек (36 %), «3» - 13 человек ( 46 %), «2» - 2 человека ( 7%)
При анализе работ были выделены основные группы и количество ошибок, допущенных на каждое правило.
Для легкости обозначили каждое правило римской цифрой:
(I) - большая буква в именах и кличках животных;
(II) - сочетания чу-щу, жи-ши, ча-ща;
(III) - мягкий знак в середине и конце слова;
(IV) - безударные гласные;
(V) - парные звонкие и глухие согласные в конце слова.
На правило I допустили ошибки 10 человек (36%)
На правило II - 10 человек (36%)
На правило III - 17 человек (61%)
На правило IV - 19 человек (68%)
На правило V - 15 человек (53%).
Таким образом, можно сделать вывод, что у учащихся слабо сформированы навыки по основным орфографическим правилам. На удовлетворительном уровне усвоены правила I и II, хуже правило IV.
Проанализировав выполнение грамматического задания, было определено, что учащиеся чаще всего затрудняются в заданиях, связанных с «орфографической зоркостью», так как в задании «подчеркнутые места, где можно допустить ошибки», подчеркнули все гласные и половину согласных более половины учащихся.
Многие из учащихся с заданием не справились вообще.
При проведении работы в контрольном классе (3 «б»), были получены следующие результаты:
Оценку «5» получили - 2 человека, что составило 7% от всех учащихся класса, «4» - 9 человек (36%), «3» - 14 человек (50%), «2» - 2 человека (7%)
В диктанте были допущены следующие ошибки:
На правило I допустили ошибки 11 человек (39%)
На правило II - 12 человек (43%)
На правило III - 15 человек (53%)
На правило IV - 17 человек (57%)
На правило V - 16 человек (57%).
При анализе выполнения грамматического задания, было установлено, учащиеся 3 «б», контрольного класса допустили схожие ошибки, справились с заданием на том же уровне, что и учащиеся 3 «а», экспериментального класса.
Данные были занесены в таблицу № 1, в которой отражены характер орфографической ошибки, количество учащихся допустивших ошибки, а так же процентное их соотношение. В таблице № 2 отражено количество и процентное соотношение оценок.
Таблица № 1
Класс |
3 «а» |
3 «б» | ||
Номер правила |
Кол-во учащихся, допустивших ошибки |
Кол-во учащихся, допустивших ошибки в % |
Кол-во учащихся, допустивших ошибки |
Кол-во учащихся, допустивших ошибки в % |
I |
10 |
36 |
11 |
39 |
II |
10 |
36 |
12 |
43 |
III |
17 |
61 |
15 |
53 |
IV |
19 |
68 |
17 |
61 |
V |
15 |
53 |
16 |
57 |
Учебные материалы для организации ЕГЭ по информатике
В настоящее время в материалы по ЕГЭ включены разнообразные задания по основным разделам, соответствующие проекту требований к контрольным измерительным материалам ЕГЭ 2012 года, актуальному на данный момент. Рассмотрим некоторые из них. Задания из части А Раздел «Системы счисления» Знания о систем ...
Педагогические условия воспитания толерантности
Воспитание толерантности представляет собой сложный и достаточно длительный процесс, охватывающий все время обучения в школе. Определенное отношение к людям разных национальный культур у подростков, растущих в поликультурной среде, возникает не только в результате наблюдения за повседневным общение ...
Историческая справка
Объединение высшей школы в европейских странах назрело довольно давно, еще в середине ХХ столетия, в связи с тем, что оно стало неконкурентоспособным по сравнению с американским. Попытки совершенствования европейского образования по единым стандартам начались с 1957 года, когда было подписано Римск ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.