Бурное развитие телекоммуникационных технологий, в частности сети Интернет, и мультимедиа в последние годы не только способствовало появлению повышенного интереса к использованию компьютеров в учебном процессе, но и обусловило появление системы образования нового поколения - компьютерного дистанционного образования.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации телекоммуникации, при посредственном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
Дистанционное образование играет все более важную роль в решении такой социально значимой задачи, как удовлетворение потребностей населения в получении различного рода образовательных услуг. Это - подготовительные курсы для абитуриентов, профессиональное образование, повышение квалификации и др.
Таким образом, можно сказать, что современный уровень развития информационных и коммуникационных технологий дает мощный импульс новому этапу развития дистанционного образования. Так, впервые упоминание об образовании без отрыва от основной деятельности произошло в связи с разработкой метода использования почтовой связи для рассылки учащимся указании, информации, контрольных работ и иных учебных материалов и получения от них вопросов и выполненных заданий. Авторами этого нововведения, появившегося более 130 лет назад, стали Ч. Тусен, преподаватель французского языка Берлинского университета, и Г. Лангеншейдт, член Берлинского общества современных языков.
Но официальный статус эта форма обучения впервые обрела в США, где в 1891 г. при Чикагском университете было создано заочное отделение. Несколько позже ее стали использовать и другие американские университеты, а в XX в. эта форма обучения получила широкое распространение в нашей стране, странах Центральной и Восточном Европы.
В чем же отличие дистанционного образования от традиционного? Характерными чертами дистанционного образования являются модульность, изменение роли преподавателя (в значительной степени связанное с разделением функций разработчиков курсов, тьюторов и др.), использование специализированных технологий и средств обучения и т.д. Основными отличиями дистанционного образования от очной формы обучения являются:
обучение по месту жительства или работы, следовательно, распределенный характер образовательного процесса;
гибкий график учебного процесса, который может быть либо полностью свободным при открытом образовании, либо быть привязанным к ограниченному количеству контрольных точек (сдаче экзаменов, on-line сеансам с преподавателем), либо к групповым занятиям, а также к выполнению лабораторных работ на оборудовании (возможно, удаленном);
контакты с преподавателем (тьютором), в основном, осуществляемые посредством телекоммуникаций.
Основными отличиями дистанционного образования от заочной формы обучения являются:
постоянный контакт с преподавателем (тьютором), возможность оперативного обсуждения с ним возникающих вопросов при помощи средств телекоммуникаций;
возможность организации дискуссий, совместной работы над проектами и других видов групповых работ в ходе изучения курса и в любой момент (при этом группа может состоять как из компактно проживающих в одной местности обучаемых, так и быть распределенной). В этом случае учащиеся также контактируют с преподавателем (тьютором) посредством телекоммуникаций;
передача теоретических материалов учащимся в виде печатных или электронных учебных пособий, что позволяет либо полностью отказаться от установочных сессий с приездом в ВУЗ, либо значительно сократить их число и длительность.
При всех достоинствах дистанционного образования, серьезной проблемой для него является переосмысление использования многих проверенных педагогических приемов для лучшего запоминания и усвоения материала, например, таких, как: метод опорных точек, метод сознательных ошибок, метод выбора лучшего решения и т.д. Применение различных педагогических методов становится в значительной степени зависимым от технических средств и способов организации контакта с обучаемыми. Однако при любой технологии взаимодействия преподавателю приходится учиться более сжато и четко излагать материал или отвечать на вопросы. В наиболее простом, с технической точки зрения, варианте дистанционного образования, базирующемся только на средствах электронной почты и текстового on-line диалога, процесс обучения может быть организован следующим образом:
Аспекты инновационного развития высшего образования
В настоящее время наша страна характеризуется рядом процессов, происходящих в экономической и социальной среде. Данные процессы связаны с переходом к наукоёмким технологиям и развитием системы высшего образования. Данная система нацелена на переход к личностно ориентированной подготовке кадров. Одн ...
Различные современные подходы к определению понятия «функция»
Понятие функции часто встречается в школьном курсе математики и хорошо знакомо учащимся. Тем не менее на приемных экзаменах в вузах поступающие допускают много ошибок при использовании этого понятия. Объясняется это различными причинами, но в первую очередь тем, что слово «функция» используется в м ...
Методика диагностики направленности учебной мотивации
Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового н ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.