Цель формирующего этапа эксперимента – организация работы по воспитанию самостоятельности у дошкольников старшего возраста в процессе ручного труда.
На основе результатов полученных нами на констатирующем этапе нашего исследования, мы отметили необходимость развития самостоятельности дошкольников. Для организации работы нами был разработан план проведения занятий которые мы объединили общей тематикой «Путешествие по сказочной стране», рассчитанный на 4 месяца. Занятие проводилось раз в неделю и длилось 30 минут.
Работа строилась с учетом следующих принципов:
Принцип систематичности и последовательности.
Принцип доступности.
Принцип научности.
Принцип связи теории с практикой.
Принцип наглядности обучения.
Принцип сознательности и активности.
Принцип прочности.
Перспективный план воспитания самостоятельности старших дошкольников
№ Занятия |
Срок проведения |
Название занятия |
Цели и задачи занятия |
1 |
19.12-23.12 |
«Новогодняя игрушка» |
Закреплять у детей полученные ранее навыки работы с бумагой, клеем, ножницами. Украсить их по своему желанию. Развивать чувство формы, цвета и композиции. Развивать творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. Воспитывать уверенность, самостоятельность. Воспитывать трудолюбие, аккуратность. |
2 |
16.01-20.01 |
«Путешествие в страну игрушек». |
Продолжать учить детей изготавливать объемную игрушку на основе конуса без применения шаблонов, пользоваться рисунками в качестве образцов, самостоятельно анализировать образец, придавая поделкам выразительность путем использования характерных деталей, закреплять навыки вырезывания круга и овала, срезая уголки у квадрата или прямоугольника, разрезать квадрат на треугольники, закреплять умения вырезать из бумаги, сложенной вдвое, совершенствовать навыки работы с ножницами и бумагой, закрепить знания детей о диких животных. |
3 |
23.01-27.01 |
«Путешествие в сказочный лес» |
Развивать у детей желание заниматься ручным трудом, использовать навыки работы с природным материалом. Учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность, самостоятельность |
4 |
30.01-03.02 |
«Путешествие в страну гномов». |
Учить детей делать коврик, переплетая бумажную основу полосками цветной бумаги. Учить детей сгибать квадратный лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны и надрезать его полосками от линии сгиба. Воспитывать усидчивость, внимание, самостоятельность, развивать творческий замысел. |
5 |
06.02-10.02 |
«Путешествие в сказочный город». |
Развивать воображение и творческие способности детей. Развивать память и умение пересказывать художественное произведение. Развивать речь. Развивать художественно – эстетические способности детей. Развивать мелкую моторику рук. Научить детей новому способу работы с пластилином - намазывание пластилина на основу. Воспитывать самостоятельность и инициативность |
6 |
13.02-17.02 |
«Путешествие в волшебный сад». |
Знакомить с многообразием форм растительной жизни. Учить бережному отношению к растениям, прививать навыки ответственного отношения к объектам живой природы. Закреплять знания по теме «Сад и огород». Воспитывать самостоятельность и инициативность. На материале загадок развивать образное мышление, внимание, умение извлекать информацию из текста. |
7 |
20.02-24.02 |
«Путешествие в мир птиц». |
Познакомить детей с новым материалом – гофрированным картоном. Учить детей создавать поделки из гофрированного картона в технике бумагокручения: сворачивать полоску картона в кружок; склеивать кружки между собой. Закреплять умение отрезать ровную полоску бумаги. Развивать творческие способности и воображение детей. Продолжать совершенствовать диалогическую речь: учить активно участвовать в беседе. Воспитывать самостоятельность. Развивать мелкую моторику. |
8 |
27.02-02.03 |
«Путешествие в подводный мир». |
Научить детей правильно отбирать бумагу для работы. Приучать детей использовать в самостоятельной деятельности навыки работы с бумагой, картоном, приобретенные на занятиях по ручному труду. Развивать у детей творческое воображение, художественный вкус, воспитывать у детей аккуратность и самостоятельность. Учить бережно относиться к используемым материалам и готовым изделиям. |
9 |
05.03-16.03 |
«Нашествие снеговиков». |
Освоение техники изготовления аппликации на основе квадратов. Развивать зрительный контроль действия рук; развивать речь, элементарные математические представления. Дать возможность каждому из детей проявить самостоятельность в выборе способов украшения работы и творческие способности; Воспитывать желание прийти на помощь в нужную минуту. |
10 |
19.03-23.03 |
«Путешествие на сказочную поляну». |
Активизация мышления в процессе разрешения специально создаваемых ситуаций. Развивать поисковую деятельностью детей. Развивать у детей способность к созданию выразительного художественного образа посредством изобразительной деятельности, ручного труда и дизайна. Развивать художественный вкус, активизировать речь, воспитывать самостоятельность, совершенствовать стиль партнерских отношений. |
Основные этапы развития геометрического образования в советской школе
Советский период развития школьного геометрического образования: преподавание геометрии в советской школе впитало в себя содержательные и в меньшей степени методические традиции российской школы благодаря как непосредственному использованию на практике учебника А.П. Киселева и его последующих редак ...
Понятие “коллектив”
Латинское слово «коллективу-с» переводят по-разному — сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. Неудивительно, что оно стало очень нечетким. Ясно лишь то, что коллектив — это группа людей. Но любая ли группа коллектив? В современной литературе употребляется два значения понятия «кол ...
Реализация педагогических условий эффективного формирования экологических
знаний у младших школьников при изучении окружающего мира
На следующем этапе опытно-экспериментальной работы нами был проведен формирующий эксперимент, разработанный на основе выделенных в гипотезе педагогических условий, способствующих формированию экологических знаний у учащихся младшего школьного возраста при изучении окружающего мира. На данном этапе ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.